erce baykal / курьяновоа бандит – слушать онлайн и скачать песни в mp3

Erce Baykal

erce baykal


French and Russian. and гл/ап]

Hom e Task
7. Напишите по-английски ваш домашний адрес и адрес вашего учеб­
ного заведения.
При передаче русских названий и имен на английском языке
пользуйтесь правилами транслитерации. Транслитерация представ­
ляет собой замещение букв русского алфавита соответствующими
буквами или сочетаниями букв английского алфавита.
Таблица соответствия русских букв английским:

а —> а ё -» io , уо л -> 1 с -» S ч -> ch э -> е

б —> b ж —» zh м —> m т -> t ш - » sh ю -» iu, yu


в —> V з —> Z н -> п у и щ - > s h c h я - > ia , у а

г —> g и —> i О О ф -^ f ъ -> “

д - » d й —> у, i п —»р х - » kh ы - » у, i
е -» е, уе к —> к р -> г ц -> ts ь -» ’
Существуют и исключения — фамилии, которые уже имеют
устоявшееся написание в английском языке. Например: Tolstoy.
46
8. Составьте по образцу ваше удостоверение личности.
Образец:
Identity card

First name(s) Samuel fsaemjual]


Surname Smith [smi6]
Citizenship The USA [da 'ju: es 'ei]
Nationality American [a'merikan]
Student of Minnesota University
Occupation ['stju:dant av ,mim'sauta
ju:m'v3:siti]
City (town, village) Minneapolis [^mmi'aepahs]
Telephone number
Signed
Date 01.12.2003
9. Прочитайте слова, учитывая тип слога или положение гласной в
буквосочетании.
cat, we, week, term, plan,weak, plane, hate, wet, West, East, card,
play, not, Spain, her, gulf, part, jump, team, tune, herd, eat, yard,
bum, hair, hare, seem, nor, pure, North, stream, hop, here, serve, loss,
sphere, went, share, dune, hut, fair, mend, disk, nice, cry, tone, note,
early, sing, sun, fire, skirt, use, cord, forge, gentle, dress, meet, earn,
hurt, simple, single, since, cure, pearl, dure, shirt.
10. Напишите данные выше слова в транскрипции.
УРОК 5

Правила чтения: Сочетания гласных букв


с согласными. Гласные
буквы в неударных слогах.
Topic: Etiquette.

Сочетания гласных букв с согласными


В предыдущем уроке говорилось, что чтение гласных в основ­
ном определяется типом слога.
Однако в сочетании с некоторыми согласными гласные буквы
могут читаться особым образом. Приводим таблицу наиболее ча­
сто встречающихся подобных сочетаний.
Буквосочетание Чтение Примеры

af [a:] after ['a:fta]


alf [Q:] half [ha:f]
aim [a:] calm [ka:m]
an [a:] glance [gla:ns]
ask [a:] ask [a:sk]
ass [a:] glass [gla:s]
ath [a:] path [pa:0]
asp [a:] grasp [gra:sp]
al [a:] already [ad'redi]
alk [a:] chalk [tfa:k]
aught [a:] caught [ko:t]
aw [a:] draw [dro:]
war [o:] warm [worn]
ought [O:] ought [a:t]
igh [ai] high [hai]
igbt [ai] light [lait]
ild [ai] child [tfaild]
ind [ai] mind [maind]
old [au] old [auld]
ost [au] post [paust]
wor [з:] world [w3:ld]
ear + согласная [з:] earth [з:0]

48
1. Закрыв в таблице транскрипцию, прочитайте вслух примеры.

Чтение гласных букв в неударных слогах


К ак уже говорилось в уроке 1, неударны е гласные звуки могут
подвергаться редукции. Н иж е показаны различны е случаи редук­
ции.

Редукция гласных

Буква Положение в слове Звук Примеры


a 1) в конечном открытом W 'cottage, 'village, 'palace,
слоге и подобных ему 'Sunday, 'captain
сочетаниях букв a'side, 'cinema, 'syllable,
2) в других положениях И 'soda, a'bout, 'dollar
e 1) в конечных слогах: м
-es (после свистящих, 'beaches, 'wishes,
шипящих) 'washes, 'passes
-ed (после [t], [d]) 'started, 'nodded
в предударном слоге be'gin, re'peat
2) в остальных положени­ W 'tendency,
ях в большинстве случаев vowel, 'teacher, 'baker,
'longer
i/У 1) в большинстве случаев [I] 'visit, in'deed, 'city,
в предударном и после­ 'synonym
ударном слоге
2) в конце слов перед г и 'tapir, 'martyr
ei/ey в большинстве случаев м 'foreign, 'hockey
0 1) в большинстве случаев, и to'bacco, 'pilot, 'motor,
кроме конечного поло­ ob'tain, 'bottom,
жения 'synonym
2) в конце слова [эи] to'bacco, 'also
u в большинстве случаев и 'murmur, 'minus,
sur'vive, 'difficult, 'nature
2. Прочитайте слова, обращая внимание на чтение неударных гласных.
М [э]
'en gine 'after
'lady 'answ er
'orange 'over

49
'angry 'offer
'happy 'order
'article 'orchard
'artist 'student
Особого внимания заслуживает редукция гласных в служебных
и вспомогательных словах. (Более подробно о них будет сказано в
следующем разделе. Пока важно научиться правильно произно­
сить их.)
Если вместо редуцированных форм этих слов употребить пол­
ные, нарушится ритмический строй речи и они получат излиш­
нюю значимость.

Редуцированные и полные формы


служебных слов, местоимений и вспомогательных глаголов
( В качестве примеров даны английские пословицы
с буквальным переводом. В скобках, где это возможно,
дан литературный перевод.)

Полная
Слово Редуцированные формы
форма
1 2 3
Артикли [9i] или [9i] — перед словом, начинаю­
(определители щимся с гласного
существитель­ [9э] или [9] — перед словом, начинаю­
ных): щимся с согласного
the № The exception proves the rule.
Исключение подтверждает правило.
The appetite comes with eating.
Аппетит приходит во время еды.
а [«] [э] — перед словом, начинающимся
с согласного
Habit is a second nature.
Привычка — вторая натура.
A good beginning makes a good ending.
Хорошее начало обеспечивает хороший
конец. (Лиха беда начало.)
ап [жп] [эп], [п] — перед словом, начинающимся
с гласного
An apple a day keeps the doctor away.
В день no яблоку съедать — докторов
не вызывать.

50
Продолж ение таблицы

1 2 3
Союзы: [$nd] [and]
and Time and tide wait for no man.
и Время и морской прилив никого не ждут.
(Время никого не ждет.)
but [bAt] [bat]
но, а The spirit is willing but the flesh is weak.
(противопо­ Дух силен, а плоть немощна.
ставление)
[az]
as [aez] Enough is as good as a feast.
как, поскольку Достаточное количество так же хорошо,
как пир. (Хорошенького понемножку.)
Handsome is as handsome does.
По-настоящему красив лишь тот, кто
красиво поступает. (О человеке судят не
по словам, а по делам.)
ОТ [о:], [a:r] [о], [а] — перед согласным
или [or], [эг] — перед гласным
East or West, home is best.
Запад или Восток, дом лучше всего.
(В гостях хорошо, а дома лучше.)
than [Загп] [Зэп], [Зп]
чем Two heads are better than one.
(при сравне­ Две головы лучше, чем одна.
ниях) Better late than never.
Лучше поздно, чем никогда.
Предлоги: [®t] [at]
at A cat may look at a king.
у, в, возле, на И кошке не возбраняется смотреть на
короля.
for [fa:] [fa], [fa] — перед гласными
для One law for the rich and another for the
poor.
Для богатых — один закон, для бедных —
другой.
of [dv] [av], [v]
(имеет Out of sight, out of mind.
разные Прочь из виду, прочь из памяти. (С глаз
значения) долой — из сердца вон.)

51
Окончание таблицы

1 2 3
to [tu:] [ta] — перед согласным
к, в [tu] — перед гласным
Early to bed and early to rise makes a man
healthy, wealthy and wise.
Кто рано ложится и рано встает —
здоровье, богатство и ум наживет.
Частица there [без] [бэ] — перед согласными
в оборотах [баг] — перед гласными
there is [deariz], [6eaz], [6az]
there are [беэга:] [бага]
While there’s life, there’s hope.
Пока человек жив, он надеется.
There’re two sides to every question.
В каждом вопросе имеется две стороны.
Относительное [6at], [6t] — употребляются только
местоимение в редуцированной форме
that It’s a poor heart that never rejoices.
который, кто, Бедно то сердце, которое никогда
что не радуется. (Жалок тот, кто никогда
не радуется.)
* All is well that ends well.
Все хорошо, что хорошо кончается.

3. Прочитайте разговорные выражения, содержащие редуцированные


формы слов. (В скобках курсивом дана полная форма, которая в разговор­
ной речи редуцируется.)

Etiquette

Благодарность

— Thank you, you’ve [ju:v] (you — Спасибо, вы мне очень по­


have) been very helpful. могли.
— You’re [jus] (you are) wel­ — Пожалуйста. / Не стоит
come. благодарности.
— Thank you for coming. — Спасибо, что пришли.
— Not at all. — Не стоит благодарности.
— You’re (you are) very kind. — Вы очень добры.
— Thank you for your com­ — Спасибо за компанию.
pany.
52
Извинение

— I’m ( / am) sorry. — Простите.


— Never mind. — Ничего. / Пусть это вас не
беспокоит.
— I must apologize — Я должен извиниться пе­
[a'pDlad^aiz] to you. ред вами.
— You needn’t apologize. — Вам нет необходимости
It’s [its] (It is) my fault [fa: It], извиняться. Это моя вина.
— Excuse me. — Извините. (нисходящая ин­
тонация)
That’s ( That is) all right. — Ничего. / Все в порядке.
Привлечение внимания

— Excuse me [mi] (те [mi:]). / — Извините, (восходящая ин­


Pardon me [mi]. тонация)
— Yes? What is it? — Да, что такое?
— Excuse me, could [kud] you — Простите, вы не могли бы
tell me the time? сказать время?
— It’s (It is) 5 to 5. — Без пяти пять.

Вопросы о состоянии дел

— How are you? — Как поживаете?


— Fine, thank you. And how — Спасибо, хорошо. А вы?
are you?
— Not too well. — Не очень хорошо.
— Why? What’s [wots] (What — Почему? Что случилось?
is) the matter?
— How’s [hauz] (How is) Mary — Как дела у Мэри с ее ра­
[meari] getting on with her work? ботой?
— I’m afraid I don’t [daunt] (do — Боюсь, я не знаю. Я редко
not) know [паи]. I don’t see much ее вижу.
of her.
— I’m glad you’re (you are) — Рад, что вы вернулись.
back. I was [waz] missing you badly. Я очень скучал без вас.
— So was I. — Я тоже.
Прием гостей

— Come in, please. This way. — Заходите, пож алуйста.


Проходите сюда.
— Thank you. — Спасибо.
— Take a seat. Make yourself — Садитесь, пожалуйста.
at [at] (at [set]) home. Чувствуйте себя, как дома.
— Thank you very much. — Большое спасибо.
53
Home Task
4. Подберите английские выражения, уместные в следующих ситуациях:
1. Вы повстречали зн ак ом ого, котор ого давн о н е видели.
2. Вам пом огли в трудны й м ом ен т.
3. К вам приш ли гости.
4. Вы н е располагаете и нф орм аци ей , о которой вас спраш ивают.
5. П ер ед вами и зви н ился н ел овк ий п ассаж ир, толкнувш ий вас.
6. Вас благодарят за ок азан ную д обр ую услугу.
7. Вы н еч ая н н о п овредили чуж ую вещь.
5. Переведите диалоги на английский язык.
1. — Большое спасибо. — Пусть это вас не беспоко
— Пожалуйста. ИТ.
2. — Я рад, что вы вернулись. 5. — Как дела у отца?
Проходите, пожалуйста. — Хорошо, спасибо.
— Большое спасибо. 6 . — Джим!
3. — Как поживаешь, Джим? — Да? Что такое?
— Замечательно, спасибо. А 7. — Что случилось?
ты? — Ничего, все в порядке.
4. — Я должен извиниться 8. — Спасибо, что пришли.
перед вами. — Не за что.
6. Выучите на выбор семь пословиц.
ТЕСТ I

Вы берите правильный вариант.

1 [Гф]
a. sip c. ship
b. cheap d. sheep
2 [Ьагк]
a. back c. cab
b. beg d. bark
3 [ра:к]
a. pork c. park
b. pack d. rag
4 [haepi]
a. happy c. cherry
b. chap d. apple
5 [mu:n]
a. moon c. mean
b. moum d. man
6 [^siks'ti:n]
a. six c. sick
b. sixty d. sixteen
7 [giv]
a. give c. good
b. guy d. guide
8 ['vila]
a. wheel c. will
b. villa d. while
9 [nain]
a. nanny c. name
b. Nina d. nine
10 [spnrj]
a. sprint c. sprang
b. spring d. sprung
55
Продолжение таблицы
11 chair
a. [tfia] с. [tfea]
b. [fua] d. [tfa:]
12 cab
a. [kaep] С. [kju:b]
b. [кагЬ] d. [ka:d]
13 north
а. [пэ:0] с. [n3:s]
b. [not] d. [nAt]
14 east
a. [aest] c. [iz]
b. [i:st] d. [est]
15 west
a. [west] c. [wi:st]
b. [wet] d. [vest]
16 physics
a. ['fiziks] c. ['pjusiks]
b. [hisiks] d. ['faiziks]
17 new
а. [пэи] c. [ni:]
b. [паи] d. [nju:]
18 boy
a. [boi] c. [bai]
b. [ban] d. [bi:]
19 coat
a. [kaut] c. [kAt]
b. [ko:t] d. [saet]
20 Earth
a. [i:st] C. [13]
b. [з :0 ] d. [a:t]
21 Pat is three.
а. Пэт на дереве. с. Пэт играет.
b. Пэт три года. d. Пэт маленькая.

56
Продолжение таблицы
22 She is little.
а. Она маленькая. с. Она танцует.
b. Он маленький. d. Она большая.
23 Не has many friends.
а. У нее много друзей. с. У него много братьев.
b. У него много друзей. d. У него много денег.
24 Dad teaches English.
а. Папа учит английский. с. Папа преподает английский.
Ь. Дедушка учит английский. d. Папа говорит по-английски.
25 These are twins.
а. Это дети. с. Это близнецы.
Ь. Это дяди. d. Это сестры.
26 Aunt Dorothy is a nurse.
а. Тетя Дороти — няня. с. У тети Дороти красивая вилла.
Ь. У тети Дороти есть вилла. d. Дороти — их тетя.
27 Не is a worker too.
а. Он рабочий. с. Он еще работает.
Ь. Он тоже рабочий. d. Он на работе.
28 Roy has got a blue car.
а. Рой живет на голубой вилле. с. У Роя черный автомобиль.
Ь. У Роя голубой автомобиль. d. Рой любит кататься.
29 Barbara has got a son.
а. Бэб приснился сон. с. У Барбары два сына.
Ь. У Барбары есть сын. d. У Барбары две дочки.
30 She loves them very much.
а. Она их очень любит. с. У нее много детей.
b. Она ловит рыбу. d. У нее есть внуки.
31 В комнате есть стулья.
a. There is a chair in the room. с. There is a table in the room.
b. There are chairs in the room. d. There are tables in the room.
32 Здравствуйте!
a. How do you do? c. See you.
b. Goodbye! d. How are you?

57
Продолжение таблицы
33 Приятно познакомиться.
a. Hello! c. Good evening.
b. Nice to meet you. d. Had invited.
34 зимой
a. in winter c. on Friday
b. on Sunday d. in spring
35 визитная карточка
a. visit card c. viza
b. visiting card d. visit
36 фамилия
a. first name c. surname
b. Christian name d. family
37 русский
a. Russia c. rush
b. Russian d. rooster
38 педагогическое училище
a. kindergarten c. pedagogical college
b. teacher’s school d. primary school teachers’
training college
39 учитель английского языка
a. English teacher c. teacher’s English
b. teacher English d. class teacher
40 На каких языках вы говорите?
a. What is your name? c. What languages do you speak?
b. What is your address? d. What country are you from?
41 Thank you very...
a. good c. much
b. well d. big
42 I w as... you badly.
a. missing c. getting on
b. miss d. very
43 Make yourself...
a. please c. helpful
b. excuse me d. at home

58
Окончание таблицы
44 Give me а ...
a. wish c. see
b. call d. sorry
45 How ... you?
a. are c. do
b. thank d. is
46 Let me ... myself.
a. thank c. introduce
b. let d .-
47 I’m very.. to meet you.
a. nice c. pleased
b. want d. me
48 G ood...!
a. meaning c. market
b. morning d. meeting
49 My name is ...
a. American c. a manager
b. John d. Doctor of Science
50 I speak...
a. English c. Great Britain
b. England d. American
II. ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ
ГРАММАТИКИ

УРОК 6

Грамматика: Существительное. Прилага­


тельное. Глагол. Система
глагольных форм. Повество­
вательное предложение.
Text: My Working Day.

Краткий обзор английской грамматики начнем с рассмотре­


ния трех основных частей речи: существительного, прилагатель­
ного и глагола.

Существительное
Чтобы уверенно обращаться на практике с английским суще­
ствительным, нужно хорошо знать следующие правила:
1. Употребление с существительным артикля.
2. Образование множественного числа существительных.
3. Образование притяжательного падежа существительных.

1. Употребление артикля
Артикль — это служебное слово, которое может стоять перед
существительным в зависимости от его значения и употребления.
В русском языке соответствующей части речи нет.
Артикль бывает двух видов: определенный the и неопределен­
ный а (ап).
Одно и то же существительное, в зависимости от его значения,
может употребляться как с определенным, так и с неопределен­
ным артиклем. В ряде случаев артикль может отсутствовать.
Употребление существительных с неопределенным артиклем
Неопределенный артикль произошел от числительного one один,
и его эквивалентами в русском языке могут служить такие слова,
как один, какой-то, любой. Иными словами, неопределенный ар­
тикль указывает на то, что какой-либо предмет принадлежит к
60
классу однородных предметов и не выделяется из числа таких же
предметов:
Не saw a cat. Он увидел кошку (какую-то).
Give me an apple. Дай мне яблоко (любое).
He is a student. Он студент (один из многих).
A man is waiting for you. Вас ждет человек (какой-то).
Поскольку неопределенный артикль имеет значение один, он не
может употребляться с существительными во множественном числе.
Неопределенный артикль произносится как [as] перед соглас­
ным и как [аеп] перед гласным звуком. Например: a student, an apple.

Употребление существительных с определенным артиклем


Определенный артикль происходит от указательного местоиме­
ния that тот и указывает на этот, известный или единственный в
своем роде предмет. Иными словами, определенный артикль вы­
деляет какой-то предмет из класса ему подобных:
Where is the cat? Где кошка (известная говорящим)?
The apple is tasty. Яблоко (это) вкусное.
He came to the student. Он подошел к студенту (извест­
ному, упомянутому).
The man was wearing a hat. Мужчина (этот) был в шляпе.
The moon was rising Луна поднималась в небе (един­
in the sky. ственные в своем роде предме­
ты).
В отличие от неопределенного артикля определенный артикль
может употребляться с существительными как в единственном,
так и во множественном числе:
Не saw the students. Он увидел (этих) студентов.
Определенный артикль в единственном числе может также обо­
значать целый класс предметов, т. е. иметь обобщающее значение:
The cat has four paws. Кошка имеет четыре лапы.
(т. е. все кошки)
She can play the piano. Она умеет играть на пианино.
(т. е. на пианино вообще)
The computer can do Компьютер может выполнять
many operations. много операций, (т. е. компью­
тер вообще)
Примечание. Следует помнить, что в таком обобщающем значении
существительные во множественном числе употребляются без артикля:
Cats have four paws. Кошки имеют четыре лапы.
(The cats имело бы значение
«эти кошки».)
61
Определенный артикль произносится [бэ] перед согласным зву­
ком и [Si:] — перед гласным. Например: the student [Зэ 'stjirdsnt],
the apple [Si: sepal].

Отсутствие артикля
Артикль отсутствует:
• перед существительными во множественном числе, перед ко­
торыми в единственном числе стоял бы неопределенный ар­
тикль:
There are cats in the yard. Во дворе кошки.
We are students. Мы студенты.
• перед существительными, обозначающими отвлеченные по­
нятия и вещества:
Friendship is based Дружба основана на взаимном
on mutual respect. уважении.
Snow is white. Снег белый.
• перед существительными, уже имеющими другие определи­
тели (местоимение, числительное и т. п.):
Не saw my cat. Он увидел мою кошку.
Give me some apples. Дай мне яблок (несколько).
• перед именами собственными, так как они не требуют даль­
нейших уточнений (об исключении из этого правила см. да­
лее):
London, Michael, France, Newton
• перед существительными, обозначающими титулы, звания и
формы обращения, если за ними следует имя собственное:
Professor Smith, General Stone, Mr White
• с названиями дней, месяцев, времен года:
on Sunday в воскресенье
in summer летом
in August в августе
Но с определенной датой или периодом времени употребляет­
ся определенный артикль:
the summer of 1979.
• в ряде устойчивых сочетаний, в которых существительные яв­
ляются составной частью всего сочетания:
at home дома
at school в школе
at work на работе
62
to go to bed ложиться спать
to go to school ходить в школу
to go to work ходить на работу
by саг на машине
by bus на автобусе
by plane на самолете
by train на поезде
by underground на метро
on foot пешком
on board a ship на корабле

for breakfast на завтрак


at lunch за ленчем
to dinner к обеду
by heart наизусть
by chance случайно
by mistake по ошибке
by name по имени
from year to year из года в год
from day to day изо дня в день
from morning till night с утра до ночи
from time to time время от времени
Существуют также устойчивые сочетания с определенным или
неопределенным артиклем, например:
as a result of в результате
in (during) the night ночью
{ср. at night)
Такие сочетания следует запоминать.

Употребление артикля с некоторыми именами собственными


В ряде случаев с именами собственными употребляется опре­
деленный артикль. К ним относятся:
• названия океанов, морей, рек, каналов, групп островов, гор­
ных цепей, пустынь:
The Pacific Ocean Тихий океан
The Black Sea Черное море
The Thames Темза
The English Channel Ла-Манш
The Panama Canal Панамский канал
The Canaries Канары
The Alps Альпы
63
• фамилии членов одной семьи:
the Greens, the Forsytes
• названия стран, включающие такие слова, как:
Republic республика
Union союз
Kingdom королевство
Federation федерация
States штаты
Например: The Russian Federation.
• названия некоторых стран и регионов:
The Netherlands Нидерланды
The Middle East Ближний Восток
The South of England Юг Англии
Но:
South Africa Южная Африка
Northern Ireland Северная Ирландия
Eastern Europe и т. п. Восточная Европа
• названия судов, гостиниц, некоторых музеев, памятников и
зданий, газет, кинотеатров:
The Titanic « Титаник»
The Savoy «Савой»
The Tower of London Тауэр (старинная крепость
в Лондоне)
The White House Белый дом
The Financial Times « Файненшл тайме»
Если название места или здания определяется именем собствен­
ным — именем человека или названием населенного пункта, то
артикль не ставится:
Westminster Abby Вестминстерское аббатство
Hyde Park Гайд-парк
Buckingham Palace Букингемский дворец

2. Образование множественного числа существительных


Множественное число существительных образуется с помощью
окончания -s (или -es):
a day — days день — дни
a box — boxes коробка — коробки
Окончание -es прибавляется к существительному в единствен­
ном числе, если оно оканчивается на -s, -ss, -х, -sh, -ch (т. е. на
шипящий или свистящий звук).
64
О к онч ан ие м н ож ествен н ого числа -( e ) s п рои зн оси тся :
[s] — после глухих согласных:
text — texts
safe — safes
[z] — после гласных и звонких согласных:
day — days
dog — dogs
[iz] — после шипящих и свистящих согласных:
branch — branches
bridge — bridges
fox — foxes
size — sizes
У некоторых существительных, оканчивающихся в единствен­
ном числе на -fe или -f, буква f во множественном числе перехо­
дит в v:
life — lives
half — halves
shelf — shelves
Ho: a roof — roofs
a proof — proofs
a belief — beliefs
В существительном house при образовании множественного
числа глухой согласный звук переходит в звонкий: house [haus] —
houses [hauziz].
Если существительное в единственном числе оканчивается на
-у и перед ней стоит согласная, то у во множественном числе
меняется на i и прибавляется окончание -es:
a country — countries

Существительные, образующие множественное число


не по общему правилу
Н екоторы е сущ ествительны е сохран или древн и е ф орм ы
образов ан и я м н ож ествен н ого числа:
a m an — m en мужчина — мужчины
a w om an ['wumanj женщина —
w om en ['w im in] женщины
a child — children ребенок — дети
a tooth — teeth зуб — зубы
a foot — feet нога (ступня) — ноги
a goose — geese гусь — гуси
a m ouse — m ice мышь — мыши
65
a sheep — sheep овца — овцы
a deer — deer олень — олени
an ox — oxen бык — быки
Некоторые существительные имеют латинское или греческое
происхождение и сохранили латинскую или греческую форму об­
разования множественного числа, например:
basis ['beisis] — bases базис — базисы
['beisrz] кризис — кризисы
crisis ['kraisis] — crises
[' kraisi:z] радиус — радиусы
radius ['reidias] — radii
[' reidiai] место — места
locus ['laukas] — loci
['lsusai] данная величина — данные
datum ['deitam] — data
['deita] явление — явления
phenomenon [fi'nnminan] —
phenomena [fi'nmmns]

3. Притяжательный падеж существительных


Притяжательный падеж употребляется в основном с одушев­
ленными существительными и выражает принадлежность. В рус­
ском языке он соответствует родительному падежу (когда тот вы­
ражает принадлежность), например: книга (чья? кого?) студента
(родительный падеж).
Притяжательный падеж образуется прибавлением к существи­
тельному окончания - ’s (апострофа и буквы s):
the student’s book
Jones’s ['cftaunziz] room
Имена собственные в единственном числе, оканчивающиеся
на -s, -х, часто на письме получают в притяжательном падеже
только апостроф, но при произнесении сохраняется окончание [iz]:
Marx’ ['ma.-ksiz] works
Притяжательный падеж существительных во множественном
числе, оканчивающихся на -s, во множественном числе выража­
ется только апострофом. Их произношение не меняется:
the students’ ['stju:d3nts] book
Если существительное во множественном числе оканчивается
не на -s, то притяжательный падеж образуется по общему прави­
лу, т. е. прибавлением апострофа и окончания -s:
the children’s room
66
Следует помнить, что форма притяжательного падежа с апост­
рофом характерна для существительных, обозначающих людей и
животных (the student’s books, the horse’s hoo0- Для неодушевлен­
ных предметов чаще употребляется форма с предлогом of:
the legs of the table — ножки стола
Примечание. С апострофом могут употребляться такие существитель­
ные, как earth, water, sun, moon, world, ocean, ship; существительные,
обозначающие города и страны: the ocean’s resources, the world’s popularity,
the ship’s crew, London’s population, иногда — машины: the plane’s propeller,
the car’s owner, а также существительные, обозначающие время и рассто­
яние: a mile’s distance, a day’s journey (но a four-day journey), a year’s
absence, a month’s leave. Здесь выражается не принадлежность, а мера.
Если выражена принадлежность сразу к нескольким существитель­
ным, то апостроф ставится в конце группы:
These are Tom and Это книги Тома и Джима.
Jim ’s books.

Прилагательное
Прилагательное в английском языке не изменяется по числам
и падежам. Сравните:
a new book — new books новая книга — новые книги
Необходимо запомнить, как образуются степени сравнения
прилагательных.

Образование степеней сравнения


Степени сравнения односложных прилагательных образуются
с помощью суффиксов -ег и -est:
Положительная Сравнительная Превосходная
степень степень степень
high higher the highest
высокий выше самый высокий

Определенный артикль в превосходной степени указывает на


то, что существительное, которое следует за прилагательным, яв­
ляется уникальным (т. е. самый высокий из ряда подобных).
Степени сравнения большинства двухсложных и всех много­
сложных прилагательных образуются с помощью специальных слов
more и most (они соответствуют русским словам более и наиболее):

difficult more difficult the most difficult


трудный труднее самый трудный
67
Для придания уменьшительного значения используют слова less
и least (соответствующие русским словам менее и наименее):
difficult less difficult the least difficult
трудный менее трудный наименее трудный
Исключением из правила являются прилагательные good (хо­
роший), bad (плохой), little (маленький). Их следует выучить:
good better the best
bad worse the worst
little less the least
Запомните три основные конструкции, которые употребляют­
ся при образовании степеней сравнения прилагательных:
as high (difficult) as... такой же высокий (трудный) ... как
not so high (difficult) as... не такой высокий (трудный) ...как
higher than... выше чем...
more difficult than труднее чем...

Глагол
Чтобы правильно образовывать различные времена глагола,
необходимо знать три основные формы глагола и спряжение гла­
голов в настоящем времени.

Основные глагольные формы


Для простоты понимания глагольных форм представим, что
они отвечают на следующие вопросы:

I форма II форма III форма


Простое Причастие
Инфинитив прошедшего времени
прошедшее время
что делать? что делал? какой?
to translate translated translated
переводить переводил переведенный
У большинства глаголов эти формы образу­
ются с помощью суффикса -ed.

Суффикс -ed произносится следующим образом:


• [id] после t и d:
to start — started ['sta:tid] — started ['stcntid]
to end — ended ['endid] — ended ['endid]
• [d] после гласных и звонких согласных, кроме d:
to stay — stayed [steid] — stayed [steid]
to live — lived [livd] — lived [livd]
• [t] после глухих согласных, кроме t:
to ask — asked [a:skt] — asked [a:skt]
Если неопределенная форма глагола оканчивается на -у с пред­
шествующей согласной, то у меняется на i:
to tty — tried — tried
Если неопределенная форма глагола оканчивается на -е, то с
прибавлением суффикса -ed эта буква выпадает:
to translate — translated — translated
С прибавлением суффикса -ed удваивается конечная согласная:
• у односложных глаголов, оканчивающихся на одну соглас­
ную:
to stop — stopped — stopped
to plan — planned — planned
• у многосложных глаголов, оканчивающихся на одну соглас­
ную, если ей предшествует краткий гласный звук и ударение
падает на последний слог:
to admit — admitted — admitted
• если неопределенная форма оканчивается на -1:
to travel — travelled — travelled
В первой форме, т. е. в инфинитиве, перед глаголом имеется
частица to, которая самостоятельного значения не имеет, но ко­
торая является показателем неопределенной формы глагола. Если
мы хотим сказать по-английски, например, «понимать», нельзя
употребить лишь слово understand. Необходимо добавить частицу
to (сравните с русскими глаголами на -ть):
to speak — разговаривать, to understand — понимать и т. д.
Третья форма непереходных глаголов (типа быть, ходить) от­
вечает на вопрос что сделавший? Например, been побывавший, gone
ушедший и т. д.
Третья форма переходных глаголов отвечает на вопрос какой?
и имеет пассивное значение. Например, taken взятый (а не взяв­
ший), asked спрошенный, спрашиваемый (а не спросивший) и т. д.
Существует ряд так называемых неправильных глаголов, кото­
рые образуют свои основные формы не по правилам. Их следует
заучивать в трех основных формах.
69
Полный список таких глаголов содержится в любом словаре.
Здесь даются лишь некоторые из них, встречающиеся наиболее
часто:

to hear heard heard слышать


to see saw seen видеть
to speak spoke spoken разговаривать
to say said said сказать
to tell told told рассказывать
to eat ate eaten есть
to drink drank drunk пить
to go went gone ходить, ездить
to come came come приходить, приезжать
to have had had иметь
to do did done делать
to take took taken брать
to give gave given давать
to understand understood understood понимать
to read [ri:d] read [red] read [red] читать
to write wrote written писать
to be was, were* been быть
*Форма was употребляется в единственном числе (был, была), а форма
were — во множественном (были).

Спряжение глаголов в настоящем времени


В настоящем времени глаголы, как правильные, так и непра­
вильные, изменяются следующим образом:

I translate, write We translate, write


You translate, write
Не 1
She [■translates, writes They translate, write
It J
(Т. e. в 3-м лице единственного чи­
сла к глаголу прибавляется оконча­
ние -s или -es.)

Окончание -es появляется, если неопределенная форма глаго­


ла оканчивается на шипящий или свистящий звук (на письме -s,
-ss, -х, -sh, -ch, -tch). Окончание -(e)s произносится по тем же
правилам, что и окончание множественного числа существитель­
ных:
he washes, he catches и т. п.
70
Если неопределенная форма глагола оканчивается на -у с пред­
шествующей согласной, то у меняется на i и добавляется оконча­
ние -es:
to try — he tries
Если букве у предшествует гласная, то добавляется окончание -s:
to play — he plays
Глаголы to do и to go принимают окончание -es:
he does [dAz], he goes [gsoz]
Особым образом ведут себя лишь несколько модальных глаго­
лов. Они не принимают в 3-м лице единственного числа никако­
го окончания. О них пойдет речь в дальнейшем. Пока постарай­
тесь их просто запомнить. Это глаголы сап (мочь, уметь), may
(мочь, иметь разрешение), must (быть обязанным, должным), ought
to (быть обязанным, должным), need (нуждаться).
От глаголов, кроме модальных, образуются также активные
причастия с окончанием -ing: translating (переводящий), going (иду­
щий) и т. д.

Система глагольных времен


Помня три основные формы и поведение глаголов в настоя­
щем времени, можно построить все остальные временные формы.
В английском языке, как и в русском, существуют настоящее
время — Present Tense, прошедшее время — Past Tense и будущее
время — Future Tense.
Главное отличие английских времен от русских состоит в том,
что в английском языке действие или состояние, выражаемое гла­
голом, может быть четырех видов. В русском языке, как мы зна­
ем, существуют лишь два вида действия, например «читал» (несо­
вершенный вид) и «прочитал» (совершенный вид).
Эти четыре вида действия или состояния в английском языке
называются:

1. Simple (Indefinite) Подразумевается факт:


Простое (неопределенное) Идет дождь (часто, редко, по утрам
и т. д.).
2. Continuous Подразумевается действие,
Продолженное продолжающееся в определенный
момент:
Идет дождь (в данный момент).
3. Perfect Подразумевает действие, завершенное
Завершенное к данному моменту:
Уже прошел дождь.

71
Окончание таблицы

4. Perfect Continuous В отличие от Perfect подразумевается,


Завершенно-продолженное что действие еще не закончилось,
а в отличие от Continuous — что
действие не просто продолжается
в данный момент, а началось ранее
и уже имеет какой-то результат или
срок:
Дождь идет с утра (три часа и т. п.).

Все эти четыре состояния могут проявляться в любом времени.


Таким образом, глагольные времена делятся на четыре группы:

Present
Simple Past
Future
Present
Continuous Past
Future
Present
Perfect Past
Future
Present
Perfect Continuous Past
Future

В образовании будущего времени всех групп участвуют вспо­


могательные глаголы shall (в 1-м лице) и will (во всех лицах) и
инфинитив глагола без частицы to.
При образовании прошедшего времени во всех лицах употреб­
ляется основной или вспомогательный глагол во второй форме
(см. выше «Основные глагольные формы»),
В образовании группы Continuous участвуют вспомогательный
глагол to be (быть) в соответствующем времени (прошедшем, на­
стоящем или будущем) и основной глагол с окончанием -ing.
В образовании группы Perfect участвует вспомогательный гла­
гол to have (иметь) в соответствующем времени (прошедшем, на­
стоящем или будущем) и III форма основного глагола.
В образовании группы Perfect Continuous участвует вспомога­
тельный глагол to be (быть) в форме Perfect, т. е. вспомогатель­
ный глагол to have (иметь) в соответствующем времени (прошед­
шем, настоящем или будущем) + III форма глагола to be (been) и
основной глагол с окончанием -ing.
72
He sings these songs.
Он поет эти песни (часто, редко, по утрам и т. п.).
Не sang these songs.
Simple
Он пел эти песни.
Не will sing these songs.
Он будет петь эти песни.
Не is singing.
Он поет (в данный момент).
Не was singing.
Continuous
Он пел (в тот момент).
Не will be singing.
Он будет петь (в тот момент).
Не has sung a song.
Он спел песню (уже, только что, к данному моменту и т. п.).
Не had sung a song.
Perfect
Он спел песню (к моменту в прошлом).
Не will have sung a song.
Он споет песню (к моменту в будущем).
Не has been singing for an hour.
Он поет уже час.
Perfect He had been singing for an hour.
Continuous Он пел уже час (к моменту в прошлом).
Не will have been singing for an hour.
Он будет петь час (к моменту в будущем).

В целом применение этой схемы на практике не так уж слож­


но. Нужно лишь понимать логику изменения по временам вспо­
могательных глаголов to be и to have.
Чтобы выбрать правильную временную форму, нужно:
1) определить вид действия;
2) определить, к какому моменту оно относится (настоящему,
прошедшему или будущему).
Например, нужно сказать по-английски:
1. Он много читая.
2. В это время он читал.
3. К тому времени он уже прочитал книгу.
В первом предложении действие относится к группе Simple
(сообщается просто факт чтения).
Действие второго предложения показано в определенный мо­
мент, на что указывают слова в это время (at that time). Следова­
тельно, такое действие можно отнести к группе Continuous.
В третьем предложении показано действие, уже завершившее­
ся к определенному моменту, что подчеркивается словами к тому
времени (by that time), т. е. действие относится к группе Perfect.
73
Все три предложения отвечают на вопрос что (с)делал!, т. е.
относятся к прошедшему времени:
1. Past Simple
2. Past Continuous
3. Past Perfect
Пользуясь таблицей, переводим предложения на английский
язык:
1. Не read much.
2. Не was reading at that time.
3. He had read the book by that time.
Единственное, что нередко вызывает затруднения у русскоязыч­
ных учащихся, — это употребление Present Perfect и его путаница
с Past Simple. Несмотря на то что Present Perfect относится к груп­
пе настоящих времен, оно обозначает завершенное действие и
переводить его нужно прошедшим временем:
Не has come. Он (уже, как раз и т. п.) пришел.
Чтобы не путать Present Perfect с Past Simple (Не came. — Он
пришел.), нужно помнить, что Present Perfect имеет связь с настоя­
щим моментом и с ним могут употребляться такие обозначения
времени, как today, this year, this week, this morning и т. п., если
этот период времени все еще продолжается:
I have seen him this morning. Я видел его этим утром
(утро еще продолжается).
Сравните:
I saw him this morning. Я видел его этим утром
(Past Simple) (утро уже прошло).
С Present Perfect употребляются также наречия already, always,
never, ever, so far (пока, до сих nop), just (только что), not yet (еще
нет):
I have never been there. Я никогда там не был.
Не has just left. Он только что ушел.
Past Simple обычно характеризует прошлое действие, уже как
бы оторванное от настоящего. С ним употребляются такие наре­
чия, как yesterday, last year (month, week), ago, the other day (на
днях) и т . п., или указывается дата в прошлом:
I met him yesterday (in 1999).
Past Simple употребляется также для обозначения последова­
тельных или повторных действий в прошлом:
Не took the candle, opened Он взял свечу, открыл дверь и вы-
the door and went out. шел.
74
Повторите грамматический материал и ответьте
на контрольные вопросы:
1. Каковы основные правила употребления артиклей?
2. Как образуется множественное число существительных?
3. Для чего служит и как образуется притяжательный падеж
существительных?
4. Как образуются степени сравнения прилагательных?
5. Как образуются основные формы глагола?
6. Как изменяется глагол в настоящем времени?
7. Как образуются временные формы глагола? Что они означают?

Text
My Working Day
Hello. My name is Vlad Volkov and I am a college student. I am in
my first year now.
I want to tell you about my usual working day.
It is 6.30 am and my younger brother Alexei is knocking at the door
of my bedroom. “Will you jog with me today?” he asks. This is the way
every morning begins for me. I went jogging last year but then I have
become lazier and Alexei uses every chance to mock at me. He goes
jogging regularly and he is a good sportsman by the way — so his coach
says. Alexei goes in for tennis and he has been playing football since he
went to primary school. He is the best forward in his team.
Alexei goes away and I stay in bed a little while longer. But anyway
it is time to get up. I go to the bathroom and take a shower and clean
my teeth, then come back to my room and switch on the television to
watch the news while I am brushing my hair, shaving and putting my
clothes on.
Now it is time for breakfast. All my family is at table — my mother,
my father, Alexei and myself. We have scrambled eggs and bacon, a cup
of tea and sandwiches. We chat and discuss news. I think it is right time
to introduce my family members to you. My mother’s name is Mary.
She is a children’s doctor. My father’s name is Alexander and he is an
engineer. Alexei is still a schoolboy. He is four years my junior. Oh, I
haven’t yet told you about my elder sister. Her name is Nina. She is
married. Her husband and she rent a flat not far from our place.
After breakfast I look through my notes — just in case I have left
something behind, put on my coat, then say good-bye to my mother
and leave home. My father gives me a lift to the college in his car. He
starts working later than my classes begin.
I arrive at my college just in time to say hello to my fellow-students
before the bell goes. As a rule, we have three or four periods every day.
We go to college five days a week. Saturday and Sunday are our days
off. We have lectures and seminars. Sometimes we work in the work­
75
shops. To my mind, these are the most interesting lessons. My friends
say that we will be having a test in English today. I think that writing
tests in grammar is more difficult than speaking English. I hope I won’t
fail.
During the breaks we go to the gym and play a round or two of
basketball or volleyball. My friend John and 1 are fond of reading fan­
tasy and we discuss the latest book by Nick Perumov. Ele asks me if I
liked the book that he had given me. I tell him that I will have read the
book by the end of the week.
At 1 pm we have a long break. We go to the canteen and have a roll
and a cup of juice. Then there is one more period, which is Mathemat­
ics. It is my favourite subject. The classes are over at 2.40 pm. Some­
times I go to the library to study there, but today I don’t.
On my way home I see my girlfriend Lena. She smiles at me and we
walk together for a while. I suddenly remember that we will have been
dating for a year next week. I will go and look for a present for her
tomorrow. When we first met at a party, I told her that she was the
prettiest girl in the world and I had been looking for her all my life.
Now I think that she is not only the most beautiful girl, but also the best
friend. I am really fond of her. She is still a schoolgirl; she is leaving
school this year. Lena’s dream is to enter Moscow State University.
I come to my place at about 4 pm. Mother is already at home. She
is cooking in the kitchen. Soon my father and brother arrive and we
have dinner together. After dinner I do my lessons for tomorrow, watch
television and read. I don’t go out because the weather has become
worse. I go to bed at about 11.30 pm.

Active Words and Word Combinations


break [breik] n перемена go in for sports заниматься
be fond of [fond] увлекаться ['gau in fa spo:ts] спортом
(чем-л.) gym [d3 im] n спортивный
brush one’s hair причесы­ зал
[ЬглЛ ваться hair [hea] n волосы
canteen [kaen'ti:n] n столовая have breakfast/ завтракать/
chat [tfaet] v болтать lunch/dinner обедать/
coach [kai)tf] n тренер [haev 'brekfast/ ужинать
college ['kolid 3 ] n училище, lxntj/'dina]
колледж introduce представлять,
day off [dei D f] n выходной день Lintra'dju:s] v знакомить
do the make-up делать jog [ d 3 D g ] v бегать трусцой
['meikxp] макияж leave (something) забывать,
fail [fed] v проваливаться behind оставлять
(на экзамене) ['li:v bi'hamd]
get up ['get 'лр] вставать lecture ['lektjb] n лекция
(с постели) look through просматривать
give a lift подвозить ['luk '0ru:] v
['giv э 'lift] на машине period ['piariad] n урок, занятие

76
primary school начальная switch on включать
['praimari ^sku:I] школа [s w itj 'on] V
put on [ pot D n] v надевать take a shower принимать
seminar ['seminar] n семинар ['teik э Jaua] душ
shave [Jeiv] v бриться watch TV смотреть
succeed [sak'sird] v преуспевать [ w ot/ t i: 'vir] телевизор
switch off ['switj 'of] v выключать workshop [ w3:kJop] п мастерская

EXERCISES
(Перевод заданий см. на с. 297)

The Plural Form o f the Nouns

1. Read the nouns in singular and plural forms.


И [s] [iz]
a chair — chairs a cup — cups a fox — foxes
a rule — rules a book — books a place — places
a party — parties a break — breaks a class — classes
an exam — exams a subject — subjects
2. Make the nouns plural.
a tooth a man a postman
a foot a woman a child
3. Fill in the articles where necessary.
1. My father is ... engineer. He is ... good engineer.
2. ... Earth moves round ... Sun.
3. I go to ... college. I am ... second-year student.
4. ... Mary is ... best student in ... group.
5. Meet ... English family, ... Browns.
6. There are many ... interesting books in our library.
7. ... Amazon is ... longest river in ... world. ... Everest is ... highest
mountain.
8. During ... break 1 usually go to ... canteen and have ... cup of juice
and ... roll.
9. My mother is cooking ... breakfast in ... kitchen.
10. Alexei arrives at ... school before ... bell goes.

The Possessive Case


4. Read and translate into Russian.
mother’s bag the teacher’s register
Julia’s ring the boys’ notes
my friend’s book the children’s toys
77
But
the leg of the table
the page of the book
5. Translate the word combinations into English using the Possessive Case
where necessary.
1) ж урнал учителя; 2) книги учителей; 3) дверь м оей спаль­
ни; 4) сум ки почтальонов; 5) м аш ина отца; 6) им ена детей; 7) сл о­
ва п есн и ; 8) тетрадь Сэма; 9) ответ ученика; 10) тренер м оего
брата
6. Complete the sentences given below, making use of the family tree:
Sam + Mary

Ann + John David + Kate

Carrie Jessica Stephen


1. Ann is ... wife.
2. Stephen is ... and ... son.
3. Ann is ... aunt.
4. Sam is ... husband.
5. Mary is ... , ... , and ... grandmother.
6. Carrie and Jessica are ... cousins.
7. David is ... and ... uncle.
8. Jessica is ... and ... granddaughter.
9. Carrie is ... and ... niece.
10. Jessica is ... and ... daughter.

Degrees of Comparison of Adjectives


7. Read and translate.
long — longer — the longest
small — smaller — the smallest
young — younger — the youngest
late — later — the latest
easy — easier — the easiest
big — bigger — the biggest
old — older — the oldest
old — elder — the eldest (speaking about family members)
far — farther — the farthest (distance)
far — further — the furthest (time)
beautiful — more beautiful — the most beautiful
interesting — more interesting — the most interesting
difficult — more difficult — the most difficult
78
8. Form the comparative and the superlative degrees of the adjectives.
good heavy
cold little
bad expensive
9. Use the adjectives given in brackets in the comparative or superlative form.
1. Two heads are ... than one. (good)
2. This is ... book I have ever read. (interesting)
3. Concorde is ... plane in the world, (fast)
4. Mike is ... than Nick, (tall)
5. Harrods is ... shop in London. (expensive)
6. This is ... hotel in our city, (cheap)
7. We discuss ... news, (late)
8. My ... brother is five years my senior, (old)
9. The first exercise is ... than the second. (difficult)
10. The weather has become ... . It looks likeraining. (bad)
10. Translate into Russian.
1. She is as pretty as a rose.
2. He is as clever as an owl.
3. My brother is not so strong as my father.
4. He is not so busy as me.
5. This girl is more attractive than that one.
6. The student is as clever as his teacher.
7. My car is not so new as your car.

The Verb
11. Read and translate into Russian.
to ask — asked — asked to look — looked — looked
to brush — brushed — brushed to play — played — played
to cook — cooked — cooked to remember — remembered
to discuss — discussed — remembered
discussed to shave — shaved — shaved
to introduce — introduced — to start — started — started
introduced to want — wanted —
to jog — jogged — jogged wanted
to knock — knocked — to watch — watched —
knocked watched
12. Memorize the three forms of the following verbs.
to be — was/were — been to give — gave — given
to become — became — become to go — went — gone
to come — came — come to have — had — had
to do — did — done to leave — left — left
to get — got — got to meet — met — met
79
to read [ri:d] — read [red] — read to see — saw — seen
[red] to tell — told — told
13. (a) Memorize the words and word combinations given below; (b) translate
them into Russian; (c) make up examples with these words.
Present Simple Present Continuous Present Perfect
every day now ever
every month never
in the morning just
in the evening already
usually (not) yet
as a rule this month
sometimes this year
this morning
Past Simple Past Continuous Past Perfect
yesterday at 10 o’clock before
a year ago yesterday after
in 1994 ... when mother till
last year came in until
last month
yesterday morning
last summer
on March, 14
Future Simple Future Continuous Future Perfect
tomorrow at five o ’clock by the time
next month tomorrow
next year next month
in 2011 next year
soon in 2011
soon
14. Define the tense of the predicates in the sentences of the Text. Explain
the use of the tenses.
15. Transform the given sentences into the Past and Future Simple tenses.
Use the necessary adverbs.

Model: Present Simple: I go to school. (Я хожу в школу.)


Past Simple: I went to school last year.
Future Simple: I will go to school next year.

1. Vlad goes to college.


2. She swims very well.
3. They speak English during the lessons.
80
4. He asks me a difficult question.
5. We jog in the morning.
6. Lena looks through the notes before the seminars.
7. Father gives him a lift to college every day.
Use the sentences above in the Present Continuous tense. Add the necessary
adverb.

Model: I go to school. — I am going to school now.


16. Transform the sentences into the Past Continuous and Future Continuous
tenses. Add the necessary adverb.

Model: Present Continuous: I am playing tennis with my


friends (now).
Past Continuous: I was playing tennis with my
friends at five o ’clock yesterday.
Future Continuous: I will be playing tennis with my
friends at five o ’clock tomorrow.

1. Mike is reading an interesting book.


2. Mary is writing a letter to her friends.
3. They are speaking to their teacher now.
4. We are having lunch at the canteen.
5. Wait a minute! I am getting up!
6. Nina is playing the piano.
7. She is brushing her hair.
17. Transform the sentences to use the Past Simple tense instead of Present
Perfect. Add the necessary adverb.

Model: He has just read this book. — He read this book


a week ago.
1. My friend has already written the test.
2. Boris has done his homework this evening.
3. I have already watched this film.
4. We have never seen the man.
5. They have just come back home.
6. I have left my book at home this morning.
18. Use the verbs in the appropriate tense forms.
Present Simple/Present Continuous:
1. They {speak) English very well.
2. She {speak) to her teacher now.
3. I usually {have) orange juice for breakfast.
4. He {take) a shower now.
5. We (jog) every day.
81
6. He is out now. He (Jog).
7. Mother is in the kitchen. She (cook) breakfast.
Past Simple/Past Continuous:
1. He {read) an interesting book last month.
2. Sam (read) an interesting book in the morning.
3. We (discuss) this film when you arrived.
4. She (knock) and (come in).
5. They (watch) TV and went for a walk.
6. The boy (watch) TV at six o’clock.
7. My friend (introduce) me to his mother.
Past Simple/Present Perfect:
1. We just (begin) our lesson.
2. He already (introduce) us.
3. I (leave) my copybook at home yesterday.
4. She (get) a bad mark last week.
5. Mike (read) this exercise before the lesson.
6. Sam and I (meet) a week ago.
19. Use the verbs in brackets in the appropriate tense forms.
1. I ... him that I ... the book yet. (to tell, to read)
2. The weather ... bad yesterday, so we ... . (to be, not to go out)
3. Mary ... at the blackboard now. She ... the teacher’s questions, (to
stand, to answer)
4. I ... this task by five pm tomorrow, (to finish)
5. At five pm tomorrow I ... still ... this exercise, (to do)
6. If the film ... interesting, I ... it. (not to be, not to watch)
7. At that time yesterday he ... a letter to his mother, (to write)
8. He ... me if we ... the test the day before, (to ask, to have)
9. They ... football when their mother ... home, (to play, to come)
10. She ... to college five days a week, (to go)
20. Translate into English.
Тони — итальянец. Он студент английского колледжа и изуча­
ет математику. Он сейчас на втором курсе. Тони живет в англий­
ской семье. Их фамилия Томсон. Их пятеро: мистер и миссис
Томсон, сын Эндрю, старшая дочь Джейн и младшая Мэгги. Их
дом находится в Оксфорде.
По утрам Тони идет на пробежку, затем завтракает. На завтрак
он пьет стакан апельсинового сока и ест яичницу с ветчиной.
Затем он идет в колледж. Как правило, у него три или четыре
лекции или семинара. Потом он занимается в библиотеке вместе
со своими друзьями.
Он приходит домой в пять часов и ужинает с Томсонами. По
вечерам он ходит в спортзал и играет в баскетбол или волейбол.
После ужина он готовит уроки на следующий день или идет гу­
лять, если погода хорошая. Обычно он ложится спать в 11 часов.
УРОК 7

Грамматика: Местоимение. Наречие.


Предлог.
Text: Speaking About Friends.

Местоимение
Местоимения — это слова, которые указывают на предметы и

добрый вечер,
Miss ... ! 'mis ...] мисс ... !
Allow me to introduce [a'lau mi ta ,intra'dju:s Позвольте мне пред­
my friend .... mai 'frend] ставить вам моего
друга ... .
Glad to meet you, ['glasd ta 'mi:t ju: j Приятно познако­
Mr ... . 'mista ...] миться, мистер ....
Nice to meet you, ['nais ta 'mi:t ju: 'tu: j Также и мне,
too Mr ... . 'mista ...] мистер ....
I’ve been looking [aivbim 'lukig Я давно хотел
forward 'fa: wad с вами позна­
to meeting you. ta 'mi:tirj ju:] комиться.
Delighted, Mr ... . [di'laitid 'pi*.t [ Бен, Хелен, Пит,

26
Liz, Roy, Max and h z

nest...

batman iftar saati 2021 viranşehir kaç kilometre seferberlik ne demek namaz nasıl kılınır ve hangi dualar okunur özel jimer anlamlı bayram mesajı maxoak 50.000 mah powerbank cin tırnağı nedir