Любая помощь или руководство для тех, кто борется / Как отличить мошенников на улице от тех, кому действительно нужна помощь? | Такие Дела Такие дела

Любая Помощь Или Руководство Для Тех, Кто Борется

Любая помощь или руководство для тех, кто борется

“На стороне тех, кто борется за правду и справедливость”. В Тюмени прошли протестные акции в защиту руководителей-коммунистов (В

Активисты КПРФ потребовали также прекратить поливание грязью с федеральных телеканалов ярких лидеров партии – главы республики Хакассия Валентина Коновалова и депутата Саратовской областной Думы Николая Бондаренко. В своём стремлении угодить власти пропагандисты государственных СМИ сегодня переплюнули Геббельса.В 14 часов на площади Борцов революции состоялся митинг солидарности с трудовым коллективом Совхоза им. Ленина. Митинг открыла лидер коммунистов региона Тамара Казанцева. В своём выступлении она отметила, что власть силовыми методами и под воздействием оголтелой пропаганды, которая была развёрнута федеральными государственными телеканалами, заставила губернатора Иркутской области уйти в отставку. При этом за 4 года под руководством красного губернатора область сделала мощный рывок вперёд. За это время бюджет региона вырос с 98 до миллиардов рублей, что превышает даже бюджет «богатой» Тюменской области. Левченко прижал чёрных лесорубов, которые рубили лес, увозили его в Китай и набивали себе карманы. Количество незаконных рубок снизилось в два раза. Естественно, это не понравилось ни олигархам, ни московской верхушке. Для сравнения, в Тюменской области мы в лесное хозяйство ежегодно вкладываем по миллиарду рублей, а дохода получаем 78 миллионов. По развитию культуры под руководством губернатора Левченко Иркутская область вошла в число десяти лучших регионов, а в Тюменской области культура финансируется по остаточному принципу. Мы в этом рейтинге плетёмся в хвосте. Не прекращаются попытки рейдерского захвата Совхоза им. Ленина. По мнению депутата-коммуниста, попытки эти инициированы администрацией президента. Тамара Казанцева выразила уверенность, что, несмотря на давление со стороны власти и рейдеров, им не удастся сломить Павла Грудинина. При той народной поддержке, которая сейчас есть и которую мы чувствуем, Павел Грудинин сможет выстоять и одержать победу. В завершение своего выступления, Тамара Казанцева заявила о том, что коммунисты Тюменской области поддерживают Павла Грудинина, Сергея Левченко, Валентина Коновалова, Анатолия Локтя, Андрея Клычкова и в любое время готовы прийти к ним на помощь. «Мы с вами, наши дорогие коммунисты, кто борется за правду и справедливость», - отметила лидер коммунистов региона. Затем выступил секретарь обкома КПРФ по идеологической работе Иван Левченко, который отметил, что, вместо того, чтобы увольнять тех губернаторов, которые плетутся в хвосте и ничего не делают, власть заставила уйти в отставку губернатора Иркутской области Сергея Левченко, который обеспечил рост экономики региона. Всё это свидетельствует, что нынешней власти не нужен положительный опыт руководства губернатора от КПРФ. Лидер движения НПСР в Тюменской области Владимир Осейчук отметил, что сегодня мы должны сплотиться вокруг наших лидеров и предложил организовать Всероссийскую политическую забастовки, в ходе которой потребовать отставки правительства и президента. Он выразил уверенность, что травля наших лидеров осуществляется под чутким руководством Путина. «Пора переходить от политического детства к политическому взрослению», - отметил оратор. Лидер общественного движения «Диванные войска Тюмени», коммунист Анатолий Княжев заявил, что образование сегодня разрушено, вместо патриотов в наших детях воспитывают потребителей. Школы находятся в ужасном состоянии. Школу №30 тюменское руководство не сумело отремонтировать за год! Мы гоним газ в Европу и в Китай, а сами сидим без газа, потому что подвести газ к дому стоит бешенных денег. Многодетные семьи сейчас не живут, а выживают. «Нам говорят, что живём мы в лучшем городе земли, что у нас лучший мэр, лучший губернатор, что у нас самая классная набережная. Зачем нам набережная, если наши дети живут в таких ужасных условиях?», - возмутился Анатолий Княжев. В противовес всему этому беспределу, продолжил он, Павел Грудинин реализовал настоящий социальный проект, где простые трактористы зарабатывает по 75 тысяч рублей в месяц, где действует одна из передовых школ. Совхоз хотят уничтожить жулики, которые сидят у власти, которым не нравится, что делают настоящие коммунисты. В завершение своей пламенной речи, Анатолий Княжев потребовал отправить правительство Медведева в отставку. Коммунист Александр Жуков рассказал о том, как он посетил Совхоз им. Ленина, поговорил с работниками предприятиями и лично убедился о том, что Павел Грудинин создал настоящий островок социализма. Обратившись к людям, он призвал ещё более активно выступать в поддержку Павла Грудинина, чтобы не позволить власти развалить передовое предприятие. Лидер общественного движение «Тюмень – за справедливость!» Татьяна Казанцева также выразила поддержку трудовому коллективу совхоза и потребовала отправить Путина в отставку. Она отметила, что наш президент уже «пересидел» Брежнева. «Сейчас появился достойный кандидат Павел Грудинин, и я предлагаю поддержать его», - заявила Татьяна Казанцева, - «Власть панически боится Грудинина, и поэтому пытается его устранить!».В завершении митинга была принята резолюция, которую зачитал секретарь Тюменского обкома КПРФ Сергей Пыхалов. Протестная акция продолжилась в на Центральной площади у памятника Ленина, где состоялся массовый пикет в защиту руководителей-коммунистов. В официальной группе Тюменского обкома КПРФ в социальной сети «ВКонтакте» велась прямая видеотрансляция с митинга и пикета. Алексей Беломоев, фото Ильи Злобина

Как недавно выяснили ученые, иногда собственный мозг подталкивает человека к невыгодным решениям.

Основоположники поведенческой экономики предполагали, что люди рациональны и всегда стремятся максимизировать свою выгоду. Но более поздние исследования показали, что экономические решения часто иррациональны и не так уж выгодны.

Причина этой иррациональности — когнитивные искажения. Это баги в мышлении, которые мешают нам воспринимать мир объективно и принимать оптимальные решения. Полностью избавиться от них невозможно — человеческий мозг все равно будет стремиться упрощать картину мира. Но развитое критическое мышление поможет избежать части когнитивных искажений.

Что такое критическое мышление

Если человек способен мыслить критически, он использует разные когнитивные навыки и стратегии, чтобы повысить вероятность желаемого результата. Речь может идти о чем угодно, от выгодной покупки квартиры до эффективного управления эмоциями.

Автор термина «критическое мышление» — американский философ Джон Дьюи, и это мышление он описывает так: активное, настойчивое, тщательное, применяемое в отношении всех форм информации, рефлексивное и автономное.

Это значит, что критически мыслящий человек скрупулезно проверяет любую идею. Он проводит собственное исследование, а не довольствуется чужим мнением. А еще он внимателен к своим мыслям и проверяет, насколько они логичны, обоснованны и непредвзяты.

Чем критическое мышление отличается от аналитического мышления. Аналитика — это разбор информации на части и попытка собрать их вновь так, чтобы лучше понять. А критика — это прежде всего сомнение: поиск логических ошибок, лжи и манипуляций, в том числе при помощи аналитического мышления.

Если, например, вы читаете статью как аналитик, то разобьете текст на мелкие абзацы, последовательно ознакомитесь с их содержанием, после чего зададите себе вопрос «Какой вывод следует из прочитанного?».

Если вы читаете статью как критик, то вас прежде всего заинтересует, кто автор статьи, где мнение автора, а где — факты, откуда эти факты и насколько надежны их источники.

Чем критическое мышление отличается от здравого смысла. Здравый смысл не связан с поиском истины. Это взгляды на жизнь, которые разделяет общество: представления о себе, о природе, нормах поведения. То есть здравый смысл — некий усредненный ответ людей в конкретное время и в конкретном месте на вопрос, как правильно жить. Иногда он адекватно отражает реальность, но не всегда.

Как пишет автор книги «Анатомия заблуждений» Никита Непряхин, простейший пример здравого смысла — пословицы и поговорки. Однако народные мудрости постоянно противоречат друг другу: «дал Бог день, даст и пищу», но «на Бога надейся, а сам не плошай»; «будь проще, и люди к тебе потянутся» и «простота хуже воровства». Для критически мыслящего человека такая противоречивость означает, что идею нужно срочно проверить.

Здравый смысл представляет собой то, с чем критическое мышление борется. Когда информация воспроизводится раз за разом, она начинает казаться людям правдой просто потому, что мозг с ней хорошо знаком. Так работает когнитивное искажение, которое называется каскадом доступной информации.

Кроме того, здравый смысл — это мнение большинства. Он не предполагает автономии мысли, которая обязательна для критического осмысления. Ведь большинство тоже может ошибаться.

Почему важно мыслить критически

Мозг устроен так, что часто делает ошибки. Как объясняет психолог, обладатель Нобелевской премии по экономике Даниэль Канеман, главный орган нашего тела старается тратить как можно меньше усилий на размышления. В результате большинство решений мы принимаем быстро, не задумываясь по-настоящему. Например, закрываем дверь перед уходом из дома, потому что привыкли это делать.

Такая экономия усилий вполне обоснованна: если бы мы размышляли обо всех своих действиях, ни времени, ни когнитивных ресурсов на действительно важные вещи не хватило бы. Проблема лишь в том, что мозг может применять стратегию быстрых решений и там, где нужно серьезно подумать.

Быстрое принятие решений Канеман называет Системой 1 — базовой стратегией мозга, которая включается автоматически, и тогда суждения выносятся практически мгновенно. Альтернативная стратегия, Система 2, отвечает за более сложные размышления: решение задач, самоконтроль, анализ информации, планирование. С ней мы более защищены от когнитивных ошибок. Но чтобы Система 2 включилась, нужно сознательно сконцентрироваться на информации.

Попробуйте пройти классический эксперимент из книги Даниэля Канемана «Думай медленно… решай быстро», вызывающий конфликт между системами мышления. Условия задания приводятся на картинке.

Классический эксперимент, вызывающий конфликт между двумя системами мышления. Источник: Даниэль Канеман «Думай медленно… решай быстро»

Вы наверняка заметили: чтобы следовать условиям задания, а не отвлекаться на разбросанные по экрану слова «слева», «справа», «крупно» и «мелко», нужно сосредоточиться. В этот момент включается Система 2 и подавляет автоматическую реакцию Системы 1.

Система 2 включается через волевое усилие. Или когда человек уже совершил ошибки и заметил это. Например, если вы заметили, что дважды за неделю забыли закрыть входную дверь перед уходом, Система 2 активируется. Теперь ваши мысли будут сфокусированы на том, чтобы дернуть пару раз за ручку и убедиться, что дверь закрыта.

Критическое мышление — инструмент, который помогает включать Систему 2 вовремя, не совершив предварительно ошибки.

Где использовать критическое мышление

В учебе. Чтобы понять и запомнить что-то новое, недостаточно просто слушать, читать и записывать. Важно работать с информацией активно: делать качественный рисерч и изучать разные источники, проверять данные, спорить с самим собой. Иначе говоря, нужно не заучивать, а осмыслять новое так, чтобы это новое образовало цельную и подробную картину.

Критически мыслящий человек умеет учиться таким образом и успешнее осваивает навыки и знания. Это показывает эксперимент, который специалисты по обучению из Кембриджа провели с английскими школьниками. В выпускных классах отобрали  учеников, которые учились примерно одинаково хорошо, и разделили их на две группы. Одна группа продолжила учиться как обычно, а вторая прошла курс по критическому мышлению.

Средний балл учеников старшей школы из Великобритании

Средний балл учеников старшей школы из Великобритании

В итоге ученики из первой группы получили неплохие оценки по всем предметам, как и до эксперимента. Но они редко получали больше 9 баллов. Школьники из второй группы, которые прошли курс критического мышления, заработали больше 9 баллов почти по всем предметам. Их средний результат близок к максимальной оценке.

На работе. По оценке экспертов Всемирного экономического форума, критическое мышление — один из пяти главных навыков будущего. Без него даже компетентный сотрудник может неверно интерпретировать информацию и принять неверное решение.

Вот лишь один пример. Представьте, что вы работаете в компании, которая хранит данные пользователей. Сотрудники правоохранительных органов экстренно запрашивают у вас информацию. С запросом все вроде бы в порядке, и вы представляете данные. Но что, если сотрудники правоохранительных органов — хакеры и вы просто плохо проверили запрос? Ваш работодатель потеряет доверие пользователей и потратит крупные суммы на суды с ними, потому что вы не были в достаточной мере критичны к запросу. Возможно, именно это ждет компанию «Эпл», с которой недавно произошла похожая история.

За чтением новостей. Ложные новости в соцсетях репостят на 70% чаще, чем реальные истории, подсчитали исследователи из Массачусетского технологического института.

Так происходит потому, что фейковые новости часто апеллируют к негативным эмоциям: страху, гневу, удивлению, возмущению. Мозг чувствителен к негативным стимулам и реагирует на фейк сильнее, чем на сухо изложенную правду. Иногда это приводит к трагедиям.

Например, за первые три месяца пандемии по меньшей мере  человек умерли, пытаясь защититься от коронавируса методами из интернета. Эти методы были непроверенными, зачастую очевидно абсурдными и опасными. Заявления об их эффективности были недостоверными. Но они повлияли на решения многих, потому что обращались к негативным эмоциям и без того напуганных людей.

Любую важную информацию, хоть из интернета, хоть из личного разговора, нужно проверять. Особенно если она вызывает сильные эмоции: возможно, вами пытаются манипулировать. Критическое мышление помогает распознать манипуляции и пробелы в логике, проверить надежность источников и отделить факты от мнений и вымысла.

В повседневной жизни. Что выгоднее: сократить срок ипотеки или уменьшить ежемесячный платеж? Такие решения мы принимаем постоянно. Чтобы найти оптимальный выход, нужно не просто знать математику, а прибегнуть к логике. И это тоже часть критического мышления.

Еще умение мыслить критически важно для ментального здоровья. Небольшие исследования показывают, что люди с высоким уровнем критического мышления менее импульсивны, обладают более высокой самооценкой и, как правило, уверены, что мир настроен к ним доброжелательно.

Но больше всего об этом знают когнитивно-поведенческие психотерапевты. Они видят корни психологических проблем в ошибках мышления.

Например, психиатр Аарон Бек, создатель когнитивной психотерапии, считал депрессию классическим случаем когнитивного искажения. Человек с депрессией считает, что он неудачник, окружающие враждебны, а жизнь бессмысленна. Болезнь работает как фильтр: дает ему увидеть только ту информацию, которая подтверждает его убеждения. Из-за депрессии этот человек предвзят и недооценивает свои успехи, не замечает проявления чужой доброты, но видит все, что окрашивает мир в темные тона.

Чтобы разобраться с этим, когнитивно-поведенческая психотерапия предлагает ставить под сомнения свои мысли и убеждения и проверять, соответствуют ли они реальности. И для психического здоровья это настолько полезно, что специалисты называют когнитивно-поведенческую психотерапию золотым стандартом психотерапии.

Что мешает критическому мышлению

Мнение большинства. Если говорить о наших предках, то они думали в первую очередь о том, чтобы обеспечить безопасность и продолжить род. Оптимальным решением была жизнь в общине: всегда есть кому ночами охранять жилище от хищников, добывать еду можно вместе, а для знакомства с сексуальным партнером не нужно далеко идти.

Зависимость современного человека от окружающих гораздо меньше. Но мозг запомнил: жить бок о бок с другими — удобно и безопасно, а изгнание — верная смерть.

Сфокусированный на выживании мозг паникует, когда наше мнение противоречит мнению большинства. Это отлично показывает исследование нейробиолога Василия Ключарева. Участниц попросили просмотреть  фотографий женщин и оценить внешность каждой. Потом им сообщили, какие оценки дали другие люди.

Все это время ученые наблюдали за активностью мозга участниц с помощью фМРТ. Если участница узнавала, что ее вердикт отличается от мнения большинства, активировалась поясная извилина. В числе прочего она отвечает за прогнозирование и сотрудничество. На нонконформизм эта область мозга реагировала так, будто человек совершил ошибку.

Когда нам нравится то же, что и другим, мозг, наоборот, вознаграждает нас дофамином — нейромедиатором, который отвечает за мотивацию и дарит приятные эмоции. Ради дофаминового допинга нам хочется отказаться от независимой оценки и быть как все.

И это нормально: полностью избавиться от влияния общества невозможно. Главное — помнить, что большинство может ошибаться. И знать, что маркетологи и пропагандисты тоже прекрасно осведомлены об этой вашей зависимости и поэтому будут навязывать вам такое «мнение большинства», которое выгодно им. Не попадайтесь в эту ловушку.

Уловки в маркетинге и пропаганде. Представьте, что вам нужен некий предмет, но вы плохо понимаете, сколько он может стоить. Пусть это будет пылесос. Вы отправляетесь в ближайший магазин бытовой техники, и консультант показывает вам модель за 15  ₽. Ваш бюджет скромнее, и консультант предлагает вам другие варианты, тоже слишком дорогие. И вот, наконец, он упоминает пылесос со скидкой 50%. Заплатить нужно всего лишь  ₽ — и вы это делаете, не зная, что в соседнем магазине та же модель стоит  ₽.

Ситуация демонстрирует ловушку мышления — эффект привязки: мозг фокусируется на первой полученной информации. Увидев сначала пылесос за 15  ₽, при дальнейшем сравнении вы будете отталкиваться уже от этого. Модель за  ₽ вы сочтете дешевой и будете уверены в этом настолько, что вряд ли станете проверять. И это только одна из маркетинговых уловок, которые эксплуатируют несовершенство нашего мозга.

Или другой пример. Все мы знаем, какой навязчивой бывает реклама. Посты про один и тот же товар постоянно попадаются в ленте соцсетей, по телевизору бесконечно крутят один и тот же ролик. Это нужно в том числе для того, чтобы наши мысли спутал эффект каскада доступной информации — когнитивное искажение, из-за которого любая информация становится для нас убедительной, если ее много раз повторить. Ту же ошибку мышления эксплуатирует пропаганда: показывает один и тот же сюжет раз за разом, пока из абсурдного он не превращается для зрителей в правдивый.

Желание оказаться правым. Каждый чувствует радость, когда находит подтверждение своей точки зрения, и расстраивается, когда оказывается неправ. Поэтому люди неосознанно ищут информацию, которая подтверждает их правоту. Например, читают только СМИ и блоги, которые транслируют близкие им идеи. А еще постоянно интерпретируют информацию так, чтобы она подтверждала их мнение. Все это происходит автоматически, без контроля сознания.

Это когнитивное искажение называется предвзятостью подтверждения. Обнаружил его когнитивный психолог Питер Уэйсон в эксперименте с задачей «». Человеку предлагали определить, по какому принципу выстроена последовательность чисел. Прежде чем дать окончательный ответ, отвечающий мог проверить гипотезу: несколько раз предложить свою последовательность чисел, которая, по его мнению, соответствует тому же принципу. На предположения организатор эксперимента отвечал односложно: «Подходит» или «Не подходит».

Диалоги между участниками и организаторами были крайне похожи. Например, участник предлагал последовательность цифр 1, 3, 5. Экспериментатор говорил: «Подходит». Участник предлагал 20, 22, 24 — и снова верно. Тогда он предлагал , ,  — и эта последовательность тоже соответствовала правилу. Участник думал, что наконец-то разгадал принцип: каждое следующее число должно быть на 2 больше предыдущего — и тут же озвучивал свои мысли. Но, увы, правило было не таким, а гораздо проще: каждое следующее число должно быть больше предыдущего, не обязательно на 2.

Участники ошибались потому, что проверяли гипотезы недостаточно тщательно. Вначале они чаще всего пытались определить, может ли последовательность состоять из нечетных чисел. Затем — может ли число состоять из двух и более цифр. И на этом многие останавливались, хотя стоило проверить и другие варианты. Получив первое подтверждение своей правоты, участники называли только такие последовательности чисел, которые подтвердили бы их предположение. Гораздо более удачная стратегия — дать экзаменатору пример, который может опровергнуть предположение. Это было бы проявлением критического мышления.

Какие есть методы и приемы критического мышления

Критическое мышление базируется на принципах формальной логики, психологии, философии, теории и практики аргументации. Если времени изучить все эти дисциплины нет, воспользуйтесь следующими техниками.

Fishbone — cкелет рыбы. Название приема говорит само за себя — чтобы проанализировать проблему, можно нарисовать вот такую рыбу:

Голова — это название темы или проблемы, которую вы изучаете. Сформулировать это название можно в виде вопроса к самому себе. Например, ваша продуктивность и интерес к работе упали, и вы хотите понять почему. Может быть, это выгорание, о котором все так много говорят?

Итак, ваша тема — «Я выгораю?». На нижних костях напишите факты, которые у вас есть. Например:

  • нет желания общаться с коллегами на встречах в «Зуме»;
  • по утрам нет сил вставать с кровати;
  • раньше было больше идей для развития проекта.

Подумайте о причинах, которые стоят за каждым фактом. Запишите их на верхних костях рыбы. Например:

  • во время видеозвонка все говорят только по делу и формально, а вы скучаете по совместным ланчам с коллегами;
  • не удается уснуть до поздней ночи;
  • нет новых впечатлений.

И последнее: попытайтесь вспомнить, где вы раньше черпали идеи? Если окажется, что за обеденным столом с коллегами, то картинка складывается сама собой. Удаленная работа отобрала у вас источник вдохновения — коммуникацию с людьми. А находиться в четырех стенах оказалось не так уж и комфортно: теперь вы недостаточно устаете физически, чтобы вовремя засыпать.

Хвост рыбы — ваш вывод. Это может быть умозаключение, оценка или решение. Конечно, пазл может не сложиться так легко, как в примере. Но, проведя время за перебиранием костей своей рыбы, вы, скорее всего, сможете придумать оптимальное решение своей проблемы.

Кстати, скелет можно построить и по другим принципам. Например, выписать все плюсы и минусы решения. Тогда вместо фактов на картинке будет слово «за», а вместо причин — «против».

Пять вопросов «почему». Правило использования техники простое: поставьте перед собой проблему и пять раз ответьте на вопрос «почему это случилось?». Ответ на первое «почему» — это обычно повод, который спровоцировал проблему. А ответ на последнее — ее первопричина.

Технику разработал Сакити Тоёда — отец основателя компании «Тойота». С раннего детства он мечтал усовершенствовать ткацкий ручной станок, на котором работали его мама и бабушка. И ему это удалось: свой патент на автоматические станки он продал крупной британской компании, а на вырученные деньги его сын создал компанию «Тойота».

Кроме того, разработки Сакити Тоёда легли в основу «бережливого производства». Так называется один из подходов к управлению производственным предприятием. Его главный принцип — исключить все лишние процессы таким образом, чтобы качество продукции повышалось, а расходы — снижались. Эта концепция позволила «Тойоте» превратиться из производителя низкокачественных автомобилей в компанию, чей товар лучше американского по цене и качеству.

Техника пяти «почему», по воспоминаниям одного из создателей производственной системы «Тойоты» Тайити Оно, не раз помогала ему идентифицировать и устранять первопричину проблемы. Это сэкономило компании много денег. Без знания первопричин пришлось бы постоянно ликвидировать их последствия — снова и снова чинить одни и те же вышедшие из строя механизмы.

Как пример Тайити Оно вспоминает ситуацию в цеху, когда перегрузилась цепь и полетел предохранитель. В этом случае техника пяти «почему» работает так:

  1. Почему цепь перегрузилась? Смазки в подшипниках было недостаточно, и их заклинило.
  2. Почему смазки в подшипниках было недостаточно? Насос подачи масла плохо работал.
  3. Почему насос подачи масла плохо работал? Забился фильтр.
  4. Почему он забился? Потому что его забыли поменять.
  5. Почему его забыли поменять? Потому что нет графика замены фильтра.

После ответа на эти пять вопросов, добравшись до первопричины, можно решить проблему — ответить теперь уже на вопрос «Как это исправить?». Если нет графика замены фильтра — завести его.

Кольца Венна. Критическое мышление предполагает, что вопрос рассматривается с разных сторон, под разными углами. Пренебрегать этим не стоит, чтобы не упустить ничего важного. Любая сторона вопроса должна быть отражена максимально подробно, но этого будет мало: нужно установить логические отношения между ними. Сделать это можно, начертив пересекающиеся круги. В кругах укажите существенные детали, на пересечении кругов — то, что является общим.

Такая диаграмма называется кольцами Венна. Применяется она для анализа и визуализации в математике, логике и даже менеджменте. Можно использовать кольца и при решении индивидуальных практических задач — например, когда вы ищете работу. Начертите три круга, первый — для своих любимых занятий, второй — для навыков, которыми обладаете, третий — для всего, что потенциально позволит заработать. Запишите идеи в соответствующие части кругов. Те, что окажутся на пересечении всех трех кругов, — самые перспективные.

Фактчекинг. Основа качественной журналистики — фактчекинг, то есть тщательная проверка всех фактов, указанных в тексте, а также подлинности фотографий и видео, которые этот текст сопровождают. Вот базовые принципы фактчекинга, которые каждому стоит использовать при чтении СМИ, постов в соцсетях и даже книг:

  1. Ищите первоисточник. Качественная статья всегда содержит гиперссылку на первоисточник информации. В другом случае автор просто может написать в статье о том, как информация оказалась у него. Прочесть первоисточник стоит, потому что при пересказе или переводе информация может быть искажена. Если ссылки на первоисточник нет, попробуйте найти ее в интернете.
  2. Если источник информации — человек, проверяйте его репутацию. Введите имя в поисковик и посмотрите, в каком контексте оно упоминается. Посмотрите страницы этого человека в соцсетях. Заполнена ли информация о себе? Когда были сделаны первые публикации? Часто ли появляются новые? Похожа ли страница на аккаунт реального человека? Если да, можно проверить, совпадают ли сведения из статьи с информацией в соцсетях. Например, о том, где человек живет и кем работает.
  3. Проверяйте оригинальность изображений. Иногда старые фотографии выдают за актуальные. Если перетащить фото или ссылку на него в «Гугл-картинки» или «Яндекс-картинки», а потом отсортировать результаты по времени, можно узнать дату публикации фотографии, а также страницу, где она впервые появилась. Такую функцию предлагают и специальные сервисы — например, браузерное дополнение Who stole my pictures?.
  4. Помните, что на вашем стремлении к правде тоже можно играть. Поэтому не стоит доверять тому, что обещает бороться с фейками. Особенно если больше этот человек ничем не занимается, а его репутацию нельзя проверить. Очевидный пример — анонимные телеграм-каналы.

Как проверить критическое мышление

Тесты на критическое мышление. Их существует несколько.

Watson-Glaser Critical Thinking Appraisal (WGCTA). Этот тест больше семидесяти лет применяют при найме сотрудников и в научных исследованиях. Он считается крайне сложным: одно техническое руководство для тех, кто хочет сдать тест на высокий балл, занимает 58 страниц. Но при этом тест надежен. Увы, пройти его можно только платно, а русскоязычной версии нет. Онлайн-тест на английском стоит 30 GBP⁣ ( ₽).

Тест образовательного проекта «Школа критического мышления». Бесплатный опросник от автора книги «Я манипулирую тобой» Никиты Непряхина. 26 вопросов, ответ на них занимает около получаса. Результат теста — оценка восьми основных компетенций критически мыслящего человека. Среди них — оценка информации на достоверность, понимание общего и частного, причины и следствия, определение логических ошибок в рассуждениях, аналитическое и креативное мышление.

Тест проекта InLiberty и преподавателя Школы философии ВШЭ Тараса Пащенко. Здесь смешные картинки и ситуации, с которыми люди сталкиваются в обычной жизни. Например, в первом же вопросе автор предлагает оценить такой случай: «Руководитель высоко оценил ваш проект и увеличил ваш оклад на 10%. Но через два дня прочитал квартальный отчет и понизил оклад на 10%. При этом он сказал: „Не грусти! Ты ведь ничего не теряешь!“». На первый взгляд кажется, что все справедливо. Но если поставить слова руководителя под сомнение и проверить цифры, окажется, что зарплата стала немного меньше. Например, если она была  тысяч рублей, то станет 99 тысяч. Следующие девять вопросов теста — в том же духе.

Как развить критическое мышление

Постоянно напоминать себе: вы мало что знаете. Некомпетентные люди переоценивают свои знания, а эксперты — наоборот, систематически недооценивают. Это когнитивное искажение называется эффектом Даннинга — Крюгера. Связано оно прежде всего с тем, что некомпетентным людям катастрофически не хватает информации, чтобы осознать степень своего невежества.

Эксперты, наоборот, знают слишком много и понимают, что все их знания лишь малая часть накопленных человечеством за всю его историю. Они осознают: их интеллектуальные возможности ограничены — как и возможности любого, даже очень умного человека. Нередко именно представление о себе как о дилетанте помогает людям становиться компетентными. Этот принцип стоит взять на вооружение.

Попробуйте чаще напоминать себе об ограниченности ваших знаний. Например, можно создать собственную библиотеку непрочитанных книг — антибиблиотеку, как ее называет экономист, автор бестселлеров «Черный лебедь» и «Антихрупкость» Нассим Талеб.

Такая домашняя антибиблиотека была у Умберто Эко — одного из умнейших людей XX века, исследователя эстетики, массовой культуры и семиотики, философа и автора невероятно популярных романов. Стеллажи, заполненные книгами, напоминали ему о том, что очень многого он еще не знает. Таких непрочитанных книг было около 30 тысяч.

Умберто Эко обходит свою библиотеку

Читать качественный нон-фикшен. Многие научно-популярные книги пишут ученые — они не просто пересказывают важные открытия, но и описывают предшествующие им заблуждения, показывают, какой сложный путь приходится пройти науке, прежде чем выяснить истину. Это хорошие примеры научного подхода и критического мышления. Такие книги научат вас правильно сомневаться и делать собственные открытия.

Признавать свои ошибки. Замечайте промахи как можно чаще: это полезно. Без признания ошибок наука стояла бы на месте и мы бы до сих пор думали, что Солнце крутится вокруг Земли. Если вы признаете свой просчет, то сможете проанализировать, что к нему привело, и тем самым снизить риск его повторения.

Искать ошибки в своих рассуждениях и действиях. Уровень профи в критическом мышлении — работать с гипотезами через отрицание: искать логические ошибки и недочеты в своих рассуждениях, гуглить информацию, которая опровергает ваше мнение, а не подтверждает. Возможно, окажется, что вы правы. Тогда вы просто будете знать о предмете больше, чем раньше. А если узнаете, что ошибаетесь, сможете признать ошибку и извлечь из этого пользу.

Брать паузу перед принятием важных решений. Быстрые решения — это всегда высокий риск ошибки: работает интуитивная, автоматическая часть нашего мышления. Медленное мышление — более критическое и рациональное и менее подвержено когнитивным искажениям. Чтобы привыкнуть его использовать в повседневной жизни, попробуйте такой эксперимент: определите лимит на покупку, например  ₽, а если товар стоит дороже — берите минутную паузу на раздумья.

Активно работать с информацией. Критическое мышление требует поиска, сравнения, интерпретации и оценки информации. Все это сложно проворачивать в уме, поэтому лучше пользоваться ручкой и бумагой, таблицами или другими приемами, в том числе указанными в этом тексте. Кстати, пересказ и дискуссия тоже считаются методами активной работы с информацией.

Расширять социальный кругозор. Мы склонны окружать себя теми, кто разделяет наши взгляды. Общение с такими людьми только подтверждает, что мы во всем правы, и это весьма приятно. Но из-за этого наше представление о мире и людях ограниченно и мы рискуем действовать неразумно и предвзято. Выход — регулярно общаться с теми, чьи взгляды нам неблизки, слушать их внимательно и уважительно и пытаться понять, почему их мнение отлично от нашего.

Что читать и смотреть по теме

Книги про критическое мышление:

  1. «Думай медленно… решай быстро» Даниэля Канемана. Научно-популярная книга единственного психолога, который получил Нобелевскую премию по экономике. Внутри — подробное объяснение, почему люди часто принимают иррациональные решения, в том числе когда речь идет о деньгах.
  2. «Я манипулирую тобой: Методы противодействия скрытому влиянию» Никиты Непряхина. Основатель образовательного проекта «Школа критического мышления» разбирает самые распространенные в маркетинге и пропаганде приемы манипуляции.
  3. «Критическое мышление. Железная логика на все случаи жизни» Никиты Непряхина и Тараса Пащенко. Путеводитель по практическому применению логики, у которого два автора: бизнес-тренер и преподаватель логики из НИУ ВШЭ. Книга прежде всего предназначена подросткам и молодым людям, но может быть интересна и остальным.
  4. «Гарри Поттер и методы рационального мышления» Элиезера Юдковского. Фанфик по книгам Джоан Роулинг, написанный специалистом по искусственному интеллекту. В нем Гарри Поттер — вундеркинд вроде Шелдона Купера, который приходит в крайне нелогичный магический мир и пытается сделать магию хотя бы чуточку более рациональной. Чуть ли не на каждой странице герой рассказывает о важных научных открытиях, обращает внимание на когнитивные искажения и применяет научный подход. В итоге фанфик может заменить учебник по критическому мышлению.
  5. «Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение» Тома Чатфилда. Независимый ученый, специалист в области философии технологий объясняет правила формальной логики и теории аргументации — простым языком, подробно и с примерами, которые помогают применить знания в жизни.
  6. Asking the Right Questions: A Guide to Critical Thinking

Акция "Письма солдату"

   14 апреля отправлена очередная партия гуманитарной помощи для наших бойцов на передовую линию борьбы с укронацизмом. Активно проявили себя курсанты кафедры танковых войск, от курсантов было закуплено 10 портативных радиостанций, а курсант Пелевин Данил подошел с творческим подходом и изготовил зарядное устройство для подзарядки радиостанций в полевых условиях и сшил индивидуальную аптечку, которая пристегивается к армейскому ремню.

  Вместе с гуманитарной помощью были написаны слова благодарности в адрес военнослужащих. Вот выдержки из некоторых писем: 
«Здравствуй, солдат. Тебе пишет студент военного учебного центра из Екатеринбурга. Не просто подбирать слова для письма на Фронт. Я из поколения людей на памяти которых не было вооруженных конфликтов, поэтому даже сейчас, когда сначала боевых действий прошло больше года до конца не получается осознать, что где-то летают снаряды слышны, автоматные очереди и гибнуть люди. Безусловно, что происходит сейчас в мире ведет к переосмыслению и наших ценностей, заставляет по-новому взглянуть на привычные вещи, а с появлением интернета, у многих появилась возможность громко заявить о своем чудачестве. Может показаться, что все мои сверстники такие, к сожалению, доказать обратное, получается лишь через десятилетия.    Зачем я это пишу, чтобы сказать, как я благодарен за то, что ты даешь мне возможность отойти от розовых очков, повзрослеть и подготовиться к жизни. Благодаря тебе, и у тысячи юношей и девушек, есть возможность стать программистами, хирургами, инженерами. Есть, возможность, жить в тепле и учиться, чтобы сделать этот мир лучше. Я уже говорил, что не представляю, как могу поддержать тебя солдат, но я надеюсь, что ты в скором времени вернешься домой к своим родным и близким приступишь к своей привычной жизни и будешь счастлив. Еще раз спасибо за предоставленное мне мирное время. В свои юные годы, я осознаю его ценность, и обещаю пользоваться этим подарком с умом». Курсант кафедры специальной подготовки 

 «Здравствуйте, дорогие солдаты. Вам пишут курсанты кафедры специальной подготовки военного учебного центра имени героя Советского Союза Бориса Гавриловича Россохина города Екатеринбурга. Мы от всего нашего взвода благодарим вас за мужество и стойкость, которую вы проявляете каждый день. Сражаетесь со злом в лице неонацистов. Вашей доблести, бесстрашию и героизму, можно только позавидовать. За вами сильными защитниками тысячи человеческих жизней. Мы рады и гордимся, что нашу Родину хранят такие герои, как вы. Мы желаем вам терпения, здоровья, возвращайтесь домой целыми и невредимыми. Наше дело правое враг будет разбит. Победа будет за нами. Берегите себя!»

   «Дорогой солдат, мое письмо, это благодарность тебе и огромное спасибо за то, что ты даришь нашему поколению свободную жизнь. Я надеюсь, что рано или поздно наступит время, когда солдаты перестанут погибать в войнах, когда люди научатся жить в мире и поймут, что Земля наш общий дом и его необходимо беречь и хранить. Мы знаем, что тебе тяжело, но твоя задача бороться с врагом нашей с тобой Родины России, но ты не должен забывать, что за тобой сильным защитником тысячи человеческих жизней. Желаем тебе солдат справиться со всеми трудностями, которые встретятся на твоем военном, а позже жизненном пути. Желаем тебе мирного неба над головой, побед, боевого духа сил и веры в свое будущее».

   «Вы являетесь для нас примером мужества, доблести и чести, к которым стремится каждый из нас. Как вам приходится сталкиваться с самыми разными и порой неожиданными трудностями при исполнении воинского долга, так и нам приходиться преодолевать трудности от изучения военного дела практиковать и учиться действовать решительно и быстро. Иногда нам может показаться это сложности и с кем не бывает, однако в моменты, когда мы думаем, что столкнулись с чем-то непосильным, что мы остались с этой неподъемной нашей проблемой один на один и помощи ждать неоткуда, мы вспоминаем вас.
   И тогда понимаем, что по сравнению с трудностями, которые приходится преодолевать вам, это пустяки. Стиснув зубы, мы боремся, чтобы в ближайшем будущем стать надежной опорой для вас в лице товарищей и для нашей страны в лице ее защитников. И мы хотим, чтобы вы знали, что вас ждут и в вас верят не только родные, близкие, любимые, но и мы, и вся страна. Спасибо вам за чистое небо над головой! Ждем вас дома с победой!» Командир взвода кафедры ВКС Обабков. И.

   «Мы хотим выразить вам свою искреннюю благодарность за вашу службу в зоне проведения специальной военной операции. Вы делаете огромную работу, обеспечивая нашу безопасность и защищая права и свободу наших граждан. Особенно хотим отметить, что ваша работа может быть очень трудной и опасной, и вам приходится сталкиваться с множеством вызовов и трудностей. Тем не менее, вы всегда остаетесь на посту долга и продолжаете выполнять свои обязанности с высоким профессионализмом и уважением к нашей стране и ее народу. Мы знаем, что служба в зоне специальной военной операции может быть очень напряженной и даже изнурительный, но надеемся, что вы знаете, что весь народ ценит вашу работу и поддерживает вас. Хотели бы поблагодарить вас за вашу службу и выразить глубокое уважение к вашей отваге и преданности. Мы знаем, что вы делаете мир лучше, и мы уважаем и ценим вашу работу. С уважением курсанты кафедры ВКС».

   «Славным бойцам, участвующим в специальной военной операции, посвящается… Наша страна- это один целый единый народ. Мы в ответе за своих близких родных и товарищей, которые бок о бок сопутствует нам по жизни. Не каждый из здесь живущих людей имеет понимание, за что и какой ценой, ведут бои наши отважные воины. Совсем недавно мы встретили семью, прибывшую из Донбасса, там была маленькая девочка, лет В небе она увидела самолет, испугалась его, также спросила у мамы: «Мама, это летит ракета. Нам нужно прятаться!» Девочки доходчиво все объяснили, что все в порядке- она в безопасности. Но сам факт произошедшего удивил нас. Семья столкнулась в прошлом с большими трудностями.
   Одна из причин, по которой мы должны оберегать свое Отечество- это дети. Их громкие слова, слезы и улыбки стоят многого, ведь они даруют радость и спокойствие в душе не только своим родителям, но и всем окружающим нас людям. Помните сколько детей погибало в Донбассе. Мы должны присекать это, ведь воюем мы не только за чужих детей, но из-за своих. Мысли о потери кого-то из «своих» всегда будет казаться угрожающей, поэтому в любое время, в каждую секунду мы поддерживаем вас и верим в скорейшую общую победу!
   На поле боя, иногда сложно совладать с собой, но цель, ради которой вы идете на героические поступки, должна преследовать вас. Побеждает тот, кто знает, за что бьется. Будьте храбрыми, не имейте плохих мыслей, гордо защищайте всё, что для нас важно!
 С уважением, курсанты взвода РИ»

Как отличить мошенников на улице от тех, кому действительно нужна помощь?

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам

Конвенции и соглашения

Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка

Принят резолюцией 34/ Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря года

Статья 1

Должностные лица по поддержанию правопорядка постоянно выполняют возложенные на них законом обязанности, служа общине и защищая всех лиц от противоправных актов в соответствии с высокой степенью ответственности, требуемой их профессией.

Комментарий1:

а) Термин «должностные лица по поддержанию правопорядка» включает всех назначаемых или избираемых должностных лиц, связанных с применением права, которые обладают полицейскими полномочиями, особенно полномочиями на задержание правонарушителей.

b) В тех странах, где полицейские полномочия осуществляются представителями военных властей в форменной или гражданской одежде или силами государственной безопасности, определение понятия «должностные лица по поддержанию правопорядка» охватывает сотрудников таких служб.

с) Имеется в виду, что служба обществу включает в себя, в частности, оказание услуг и помощи тем членам общины, которые по личным, экономическим, социальным или другим причинам чрезвычайного характера нуждаются в немедленной помощи.

d) Имеется в виду, что это положение не только охватывает все насильственные, грабительские или вредные акты, но и распространяется на все виды запрещений, установленных в соответствии с уголовными законами. Оно распространяется также на поведение лиц, неспособных нести уголовную ответственность.

Статья 2

При выполнении своих обязанностей должностные лица по поддержанию правопорядка уважают и защищают человеческое достоинство и поддерживают и защищают права человека по отношению ко всем лицам.

Комментарий:

а) Указанные права человека устанавливаются и защищаются национальным и международным правом. К соответствующим международным документам относятся Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Декларация Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными и Венская конвенция о консульских сношениях.

b) В национальных комментариях к этому положению должны указываться региональные или национальные положения, устанавливающие и защищающие эти права.

Статья 3

Должностные лица по поддержанию правопорядка могут применять силу только в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей.

Комментарий:

а) В этом положении подчеркивается, что применение силы должностными лицами по поддержанию правопорядка должно носить исключительный характер; хотя оно подразумевает, что должностные лица по поддержанию правопорядка могут быть уполномочены на применение силы, какая является разумно необходимой при данных обстоятельствах, в целях предупреждения преступления или при проведении правомерного задержания правонарушителей или подозреваемых правонарушителей, или при оказании помощи при таком задержании не может применяться сила, превышающая необходимые для этих целей пределы.

b) Национальное законодательство, как правило, ограничивает применение силы должностными лицами по поддержанию правопорядка в соответствии с принципом пропорциональности. Это следует понимать таким образом, что при толковании этого положения должны уважаться эти национальные принципы пропорциональности. Это положение ни в коем случае не толкуется таким образом, будто оно уполномочивает на применение такой силы, какая является несоразмерной законной цели, которую нужно достичь.

c) Применение огнестрельного оружия считается крайней мерой. Следует приложить все усилия к тому, чтобы исключить применение огнестрельного оружия, особенно против детей. Как правило, огнестрельное оружие не должно применяться, за исключением случаев, когда подозреваемый правонарушитель оказывает вооруженное сопротивление или иным образом ставит под угрозу жизнь других и когда другие меры, имеющие менее исключительный характер, недостаточны для обсуждения или задержания подозреваемого правонарушителя. О каждом случае применения огнестрельного оружия должно быть незамедлительно сообщено компетентным властям.

Статья 4

Сведения конфиденциального характера, получаемые должностными лицами по поддержанию правопорядка, сохраняются в тайне, если исполнение обязанностей или требования правосудия не требуют иного.

Комментарий:

По характеру своих обязанностей должностные лица по поддержанию правопорядка получают информацию, которая может относиться к личной жизни других лиц или потенциально повредить интересам таких лиц и особенно их репутации. Следует проявлять большую осторожность при сохранении и использовании такой информации, которая разглашается только при исполнении обязанностей или в целях правосудия. Любое разглашение такой информации в других целях является полностью неправомерным.

Статья 5

Ни одно должностное лицо по поддержанию правопорядка не может осуществлять, подстрекать или терпимо относиться к любому действию, представляющему собой пытку или другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания, и ни одно должностное лицо по поддержанию правопорядка не может ссылаться на распоряжения вышестоящих лиц или такие исключительные обстоятельства, как состояние войны или угроза войны, угроза национальной безопасности, внутреннюю политическую нестабильность или любое другое чрезвычайное положение для оправдания пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Комментарий:

a) Этот запрет вытекает из принятой Генеральной Ассамблеей Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, согласно которой:

«[такое действие является] оскорблением человеческого достоинства и осуждается как нарушение целей Устава Организации Объединенных Наций и нарушение прав человека и основных свобод, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека [и других международных документах, касающихся прав человека]».

b) Декларация определяет пытку следующим образом:

«пытка означает любое действие, посредством которого человеку намеренно причиняется сильная боль или страдание, физическое или умственное, со стороны официального лица или по его подстрекательству с целью получения от него или от третьего лица информации или признаний, наказания его за действия, которые он совершил, или в совершении которых подозревается, или запугивания его или других лиц. В это толкование не включается боль или страдание, возникающие только из-за законного лишения свободы, ввиду состояния, присущего этому, или вследствие этого, в той степени, насколько это совместимо с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными»2.

с) Выражение «жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания» не было определено Генеральной Ассамблеей, но его следует истолковывать таким образом, чтобы предоставлялась, по возможности, наиболее широкая защита от злоупотреблений как физического, так и психологического характера.

Статья 6

Должностные лица по поддержанию правопорядка обеспечивают полную охрану здоровья задержанных ими лиц и, в частности, принимают немедленные меры по обеспечению оказания медицинской помощи в случае необходимости.

Комментарий:

а) «Медицинская помощь», под которой подразумеваются услуги, оказываемые любым медицинским персоналом, включая врачей-практиков, имеющих надлежащее удостоверение, и медицинский вспомогательный персонал, оказывается в случае необходимости или в ответ на просьбу.

b) Поскольку медицинский персонал обычно придан деятельности по поддержанию правопорядка, должностные лица по поддержанию правопорядка должны учитывать внесение этого персонала, когда они рекомендуют оказание задержанному лицу соответствующей медицинской помощи через или в консультации с медицинским персоналом, не участвующим в деятельности по поддержанию правопорядка.

с) Понимается, что должностные лица по поддержанию правопорядка обеспечивают оказание медицинской помощи жертвам правонарушений или несчастных случаев, происходящих в ходе правонарушений.

Статья 7

Должностные лица по поддержанию правопорядка не совершают какие-либо акты коррупции. Они также всемерно препятствуют любым таким актам и борются с ними.

Комментарий:

а) Любой акт коррупции, как и любое другое злоупотребление властью, несовместимы со служебным статусом должностного лица по поддержанию правопорядка. К любому должностному лицу по поддержанию правопорядка, совершившему акт коррупции, закон должен применяться в полной мере, поскольку правительства не могут ожидать от граждан соблюдения ими правопорядка, если они не могут или не хотят обеспечивать соблюдение законности их собственными должностными лицами и в рамках их собственных учреждений.

b) Хотя понятие коррупции должно определяться в соответствии с национальным правом, следует понимать, что оно охватывает совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие.

с) Выражение «акт коррупции», о котором говорилось выше, следует понимать как охватывающее попытку подкупа.

Статья 8

Должностные лица по поддержанию правопорядка уважают закон и настоящий Кодекс. Используя все свои возможности, они также предотвращают и всемерно препятствуют всем нарушениям таковых.

Должностные лица по поддержанию правопорядка, имеющие основания полагать, что нарушение настоящего Кодекса имело место или будет иметь место, сообщают о случившемся вышестоящим инстанциям и, в случае необходимости, другим соответствующим инстанциям или органам, обладающим полномочиями по надзору или правовому контролю.

Комментарий:

а) Настоящий Кодекс соблюдается во всех случаях, когда он включается в национальное законодательство или практику. Если законодательство или практика предусматривают более строгие положения, чем положения настоящего Кодекса, соблюдаются первые.

b) Настоящая статья направлена на сохранение равновесия между, с одной стороны, необходимостью внутренней дисциплины в учреждении, от которого в большой степени зависит общественная безопасность, и, с другой стороны, необходимостью борьбы с нарушениями основных прав человека. Должностные лица по поддержанию правопорядка сообщают о нарушениях по инстанциям и предпринимают иные правовые действия за пределами инстанций лишь в том случае, когда все остальные возможности отсутствуют или неэффективны. Понимается, что должностные лица по поддержанию правопорядка не подвергаются административным или иным мерам наказания из-за того, что они сообщили об имевшем место нарушении настоящего Кодекса или о возможности такового.

с) Понятие «соответствующие инстанции или органы, обладающие полномочиями по надзору или правовому контролю», включает любое учреждение или орган, существующий на основании национального права как в рамках учреждения по поддержанию порядка, так и независимо от него, со статутными, обычными или другими полномочиями рассматривать жалобы и претензии, возникающие в связи с нарушениями в сфере действия настоящего Кодекса.

d) В ряде стран средства массовой информации могут рассматриваться как учреждения, выполняющие функции по рассмотрению жалоб, подобные описанным в подпункте с, выше. Поэтому должностные лица по поддержанию правопорядка могут обоснованно, в качестве крайней меры и в соответствии с законами и обычаями своих собственных стран, а также с положениями статьи 4 настоящего Кодекса обратить на эти нарушения внимание общественности через средства массовой информации.

е) Должностные лица по поддержанию правопорядка, соблюдающие положения настоящего Кодекса, заслуживают уважения, полной поддержки и сотрудничества со стороны общества и учреждения по поддержанию правопорядка, в котором они служат, а также лиц, занятых поддержанием правопорядка.


1 Настоящие комментарии предоставляют информацию в целях содействия использованию Кодекса в рамках национального законодательства и практики. Кроме того, в национальных или региональных комментариях могут быть выявлены специфические особенности правовых систем или практики различных государств или региональных межправительственных организаций, которые способствовали бы применению этого Кодекса.

2 Первый Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями: доклад, подготовленный Секретариатом (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под № IV.4), приложение I.А.

nest...

казино с бесплатным фрибетом Игровой автомат Won Won Rich играть бесплатно ᐈ Игровой Автомат Big Panda Играть Онлайн Бесплатно Amatic™ играть онлайн бесплатно 3 лет Игровой автомат Yamato играть бесплатно рекламе казино vulkan игровые автоматы бесплатно игры онлайн казино на деньги Treasure Island игровой автомат Quickspin казино калигула гта са фото вабанк казино отзывы казино фрэнк синатра slottica казино бездепозитный бонус отзывы мопс казино большое казино монтекарло вкладка с реклама казино вулкан в хроме биткоин казино 999 вулкан россия казино гаминатор игровые автоматы бесплатно лицензионное казино как проверить подлинность CandyLicious игровой автомат Gameplay Interactive Безкоштовний ігровий автомат Just Jewels Deluxe как использовать на 888 poker ставку на казино почему закрывают онлайн казино Игровой автомат Prohibition играть бесплатно